Подвиг, во имя жизни - воссоздание подвигов Героев Советского Союза, уроженцев Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.07.2023 - 30.09.2024
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Второй конкурс 2023)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
5 017 635 руб.
Размер гранта
3 220 655 руб.
Cофинансирование
1 796 980 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Дети и подростки ( 5-18 лет)
  2. Молодёжь и студенты (интересующиеся историей России и исторической реконструкцией)
  3. Ветераны ВОВ и локальных конфликтов

Описание проекта

Военно-историческая реконструкция, в своей сути, является ярким театрализованной постановкой. До настоящего времени имитировались боевые столкновения примерно соответствующие периоду Великой Отечественной войны, примерно обозначалось место ведения операции, участники были обезличены.
Уникальность данного проекта в том, что все участники имеют конкретные имена т.к существует четкое описание боя (из наградных документов). "Зрелищное мероприятие" превращается гигантский документальный спектакль. Подвиги будет восстановлен в деталях и от участников потребуется актерское мастерство.
В 2021-2022 годах уже были успешно проведены реконструкции подвигов Ивана Васильевича Гладышева (полного кавалера Ордена Славы) и Артеевой Елены Ильиничны (военфельдшера отдельного противотанкового дивизиона).
В 2023-2024 планируется провести исторически достоверные массовые постановки боя-подвига наших земляков Героев Советского Союза Алексея Филипповича Унжакова и Ивана Васильевича Королькова . Мероприятия планируется организовать в 3-х городах и поселках ХМАО-Югры (ориентировочно г.Ханты-Мансийск, г.Сургут, г.Нефтеюганск).
Вопросы подготовки "местного" личного состава должна решить программа дополнительного образования "Школа военной реконструкции" рассчитана на 16 учебных часов (2 дня). Включает в себя обучение по следующим направлениям: опыт проведения, взаимодействие с учреждениями местной Администрации, подбор личного состава, историческая достоверность, опыт эксплуатации оружия СХП и др. Особое внимание уделено технике безопасности (программа прилагается). Треть курса составляют практические занятия на полигоне (огневая подготовка). Планируется подготовка 50 специалистов.
Площадки реконструкции будут оборудованы достоверными декорациями. Перед боем зрители смогут ознакомиться с реальными образцами обмундирования, вооружения и техники. Будут организованы тематические площадки посвященные различным периодам Великой Отечественной войны, а также современному периоду.
Современные театральные постановки, а часто и художественные фильмы "грешат" историческим несоответствием и схематичностью "военного антуража". Отличие данного проекта в том, что все элементы обмундирования, вооружения и техники будут точно соответствовать историческому периоду.
Кроме прочего, будут использоваться холостые патроны и мощная пиротехника, которая позволит увидеть, потрогать, попробовать в действии и даже "понюхать" настоящее оружие. Огонь артиллерии, пламя и грохот разрывов, рев танковых двигателей, не по телевизору, а рядом, в живую, не оставит равнодушным ни одного зрителя.
Ожидается участие до 150 бойцов (как советских, так и немецких) в полном обмундировании и вооружении. Будут использованы до 100 образцов стрелкового оружия (винтовки, автоматы, пулеметы), 3 артиллерийские установки (пушки) ЗиС-5, до 5 ретро автомобилей и танк Т-IV. Возможно участие в постановке авиационного компонента.

Обоснование социальной значимости

Целевой группой является детская, молодежная и студенческая аудитория, рожденные после 1990 года. Когда информация по истории России все больше стала отличаться от "академической".
Проект "Подвиг, во имя жизни" разработан на основании задач, обозначенных в пунктах 5 и 12 Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", на основании пункта 5 Указа Президента РФ от 08.07.2019 N 327 "О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы", Рекомендации Общественной палаты РФ по сохранению исторической памяти о ВОВ от 16.10.2020, Концепции модернизации Российского образования, где ключевым постулатом является воспитание подрастающего поколения, ориентированного на нравственные ценности. Результаты социологического исследования (проводились устный и интернет-опросы, респондентами выступили 576 человек категории "дети и подростки") на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры показывают, что 43% респондентов имеют недостаточные знания о Великой Отечественной войне и военных конфликтах современности, при этом 91 % опрошенных имеет гражданскую инициативу, желает сохранить историческую память о героизме нашего народа. Современному подрастающему поколению крайне важна связь с прошлым, формирование культурно-исторической памяти в новом формате. Еще больше беспокоят социологические исследования (подробно представлены в п8.1 "Материалы подтверждающие наличие проблемы). Чаще всего знания о событиях истории России участвующие в опросе получают из кинофильмов 74%, из учебных телепередач 52%, рассказы людей старшего поколения 4%, специальная историческая литература 22 % респондентов, при этом указали, что специальная историческая литература изучается в основном для подготовки рефератов. Мемуары и художественную литературу на исторические темы регулярно читают 7% респондентов. Респондентам был предложен вопрос определить на их взгляд 5 событий которые вызывают чувство гордости за страну. Из 420 респондентов, только 76% дали ответ на этот вопрос При этом все участвующие указали победу в Великой Отечественной войне. 24% опрашиваемых не указали ответы на этот вопрос 16% указали событием, которым может гордится история России, единотвенный факт что Победа в Великой Отечественной войне. Остальные 60% респондентов дали два и более ответа, среди которых полет в космос Гагарина 24%, Отечественная война 1812 года 14%, отмена крепостного права 14%, Куликовская битва 5%. Интересен тот факт, что 15% указали присоединение Крыма, как факт, которым может гордиться история России. Были даны не совсем ответы на вопрос, какими фактами может гордиться Отечественная история: 1,5% указали завоевание Руси татаро-монголами. Вряд ли этот факт можно назвать гордостью российской истории. Скорее всего, его можно отнести тому факту, за который можно испытывать чувство разочарования, тем не менее ответы помешены именно в графу фактов гордости. 4% фактом которые вызывают чувство гордости указали Олимпиаду в Сочи 2014 года, и два человека указали Олимпиаду 1980 года (Несомненно это большие события, но на наш взгляд, эго не совсем тс факты, которые можно отнести именно к историческим фактам Хотя здесь вопрос остается спорным.) Среди событий 20 века, которые на взгляд респондентов навсегда останутся в памяти российскою общества были указаны: Победа в Великой Отечественной войне, отнесли к таким фактам распад СССР, полет в космос Гагарина указали 14%, 5% отнесли участие России в Первой мировой войне, 2% указали таким фактом войну в Афганистане, 1% образование СССР. Некоторые варианты ответов в данном вопросе были даны ошибочно. Таким обратом, исследование показало, что у современной молодежи интерес к историческим фактам и событиям прошлого невысок. В исторически не грамотном обществе манипулирование сознанием не представляет собой труда и как следствие вырастает поколение молодых людей неспособных адекватно оценивать историческую действительность и извлекать из прошлого опыт. Такое поколение не способно быть патриотами и в будущем защищать интересы отечества.
Дети и молодежь слабо знают историю России, а что еще хуже, знают ее искаженный вариант. Знания об исторических фактах получены из сети Интернет, из художественных фильмом и даже из "документального" кино. Большей части это фейки рассчитанные на развлечение потребителей. Хуже когда информация намерено подается с целью принизить достижения наших предков, нивелировать военные победы, очернить историю России. Соцсети во многом контролируют нашу жизнь. Владельцы этих информационных площадок не находятся на территории России. На них повлиять практически невозможно. Необходимо развивать нашу информационную среду, в том числе и методами военно-исторической реконструкции.

Цели

  1. Создание условий для успешной гражданской социализации детей и молодёжи, присвоения общечеловеческих, гражданских и патриотических ценностей
  2. оптимизация гражданско-патриотического воспитания учащейся молодёжи посредством популяризации героического подвига земляков
  3. воспитание уважительного отношения к памяти погибших защитников Родины.

Задачи

  1. Демонстрация возможностей коллективно-творческой деятельности для достижения успеха в социально-значимых молодежных программах и проектах.
  2. Популяризация исторических знаний и военно-исторической реконструкции через средства СМИ и Интернет
  3. Формирование навыков выявления исторических фейков и противодействию их распространения. Предотвращение фальсификации исторических фактов.
  4. Наглядное и доступное доведение информации о военной истории России
  5. Воспитание гордости за Российское государство, его свершения, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества.
  6. Раскрытие творческого потенциала молодежи.
  7. Совершенствованию навыков работы с историческими документами в новых информационных условиях и формирование навыков исторического фактчекинга;

`