Благотворительный проект «Полезные дела»
География проекта
Целевые аудитории
Описание проекта
Особую остроту приобретает проблема психологической помощи детям, находящимся в онкологических больницах. Первая проблема – это состояние психического здоровья детей. Наблюдения за детьми, находящимися в больнице, дают возможность сделать вывод, что наиболее деструктивному влиянию подвергается их эмоциональная сфера. Для многих детей лечение длится годами. А если учесть, что хороших результатов позволяет добиться только токсичное, агрессивное лечение с использованием оперативных вмешательств, лучевой, химиотерапии, то становится понятно – восстанавливаться после этого надо долго. Кроме того, онкологическое заболевание ребенка становится страшным испытанием для всей семьи. Все это приводит к нарушениям в эмоциональной сфере детей.
Психологический статус детей с онкологическими заболеваниями характеризуется многочисленными страхами, в первую очередь, страхом смерти, высоким уровнем тревожности, чувством вины, нередко повышенной агрессивностью, элементами посттравматического синдрома. У многих отмечается эмоциональная незрелость, педагогическая запущенность, девиантное поведение. Важнейшими факторами, усугубляющими состояние больного ребенка и его семьи, являются сопутствующие онкологическому заболеванию психологические проблемы.
Практико-ориентированная задача проекта «Полезные дела» состоит в организации системы арт- терапевтической работы, направленной на преодоление комплексного влияния «экстремальной среды», ослабление психотравмирующих переживаний, негативных установок, страха рецидива болезни.
Поскольку Арт-терапия способствует высвобождению чувств раздражения, обиды, отчаяния, и др., логично предположить, что свободное выражение спонтанных переживаний в невербальном семиотическом поле с использованием художественных материалов откроет новые ресурсы в дополнение к вербальным способам психологической помощи для детей и родителей.
Преимуществом Арт-терапии является «мягкое» психотерапевтическое и психокоррекционное воздействие на личность. Она направлена на укрепление психического здоровья, получение поддержки, гармонию внутреннего и эмоционального состояния, творческого самовыражения открывая внутренние возможности, также развивает мелкую моторику.
Данные показатели способствуют изменению психических состояний в сторону улучшения и снижения напряженности, тревожности.
В рамках проекта «Полезные дела», в частности, Арт-терапия включает в себя групповые и индивидуальные занятия:
- роспись на футболках гипоаллергенными текстильными красками и фломастерами с помощью различных техник (трафарет, импровизация)
-Изготовление сумочек (занятие для родителей)
- роспись на сумочках текстильными красками
- Арт-пикник на территории больницы с привлечением актеров театрального жанра.
- роспись на панамках.
- рисуем вместе (создание картин)
- изготовление кукол
Для проведения арт-терапевтических занятий в открытой группе приглашены дети разных возрастов, находящиеся на лечении в детском отделении больницы.
Результативность программы по снижению психоэмоционального напряжения у детей оценена путём наблюдения за состоянием детей и получения обратной связи от детей, родителей, лечащих врачей и психолога детского онкологического отделения.
Перед началом занятий проводится беседа с психологом и родителями детей, которые присутствуют в отделении. Родители и психолог проинформированы о формате и целях занятий. Каждое занятие начинается с приветствия и знакомства со всеми участниками. Продолжительность занятия составляет от 1,0 до 1,5 часов, так как группа открытая и дети приходят с процедур позже, а кто-то наоборот уходит на процедуры.
Для работы используются разные художественные материалы: швейные изделия, тканевые материалы, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, гуашь, акварель и акрил.
Обоснование социальной значимости
Следуя целям и задачам можно определить потенциал проекта:
- успешная адаптация и социализация у детей, находящихся на лечении;
- формирование положительной жизненной мотивации у детей;
- формирование внимания, памяти, усидчивости и мелкой моторики рук;
- формирование художественного вкуса, творческих способностей и фантазии у детей;
- улучшение мышечных и речевых действий ребенка;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, настойчивости в достижении поставленных целей.
Цели
При помощи Арт-терапии помочь детям и родителям реабилитироваться в сложной жизненной ситуации, найти внутренние силы и путь к выздоровлению.
Задачи
Создание программ тематических мастер – классов для детей и родителей;
- Проведение тематических мастер – классов;
- Воздействие на эмоциональную сферу детей и родителей при помощи методов арт-терапии;
- Развитие творческих способностей и воображения у детей;
- Установление коммуникативных связей между детьми;
- Развитие мелкой моторики;
- Помощь в преодолении эмоционального напряжения у детей и родителей;
- Укрепление веры в свои силы у детей;
- Развитие речи у детей;
- Наблюдение за изменением в поведении детей;
- Анализ результатов занятий.