Чтение - духовное оздоровление!

Проект не получил поддержку
0.2

Оценка обновлена:

30.03.2025

Сроки реализации 01.03.2024 - 28.02.2025
Источник финансирования Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2023 года)
Подробнее
География проекта
Целевые аудитории
Общая сумма расходов на реализацию проекта
438 966 руб.
Размер гранта
366 966 руб.
Cофинансирование
72 000 руб.

География проекта

На территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры расположено 2 исправительные колонии: в городах Сургут и Нижневартовск. Проект ориентирован на отбывающих наказание в этих двух колониях.

Целевые аудитории

Проект ориентирован на отбывающих наказание в двух исправительных колониях: в городах Сургут и Нижневартовск.

Описание проекта

Система мест заключения в нашем регионе представлена учреждениями УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. Она включает в себя:  

1 следственный изолятор;

2 исправительные колонии; 

1 лечебное исправительное учреждение.

Проект способствует формированию положительных изменений в жизни людей, которые отбывают наказания в двух колониях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (г. Сургут и г. Нижневартовск) посредством приобщения осужденных к литературному творчеству, благотворного воздействия на заключённых средствами художественной литературы. При исправительных колониях находятся библиотеки. Заключённые могут посетить храм науки и знаний в свободное время, чтобы погрузиться в мир литературы и художественных образов. Но, к сожалению, книжный фонд небогатый. Он редко пополняется и обновляется не часто. Осужденные вновь перечитывают знакомые произведения классиков. В рамках проекта мы бы хотели приобрести современную художественную литературу для людей, которые отбывают наказания в двух колониях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (г. Сургут и г. Нижневартовск) в разных жанрах: роман, повесть, поэзия, драма, рассказ, пьеса. Художественная литература выступает средством воспитания осужденного, поэтому проектная команда обратила особое внимание на отбор произведений. После прочтения книг у заключённых формируются гуманные чувства и этические представления. При выборе художественной литературы мы руководствовались следующими критериями: нравственная направленность, высокое художественное мастерство, литературная ценность, доступность произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям осужденным (особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов и жизненный опыт).

Как правило, представления, полученные осужденными из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, но в системе. Многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний наглядно представляют примеры из жизни, которые осужденные могут использовать как образцы для подражания. Участники читательского процесса постепенно становятся способными видеть в книге не только динамику событий, но и ее художественные особенности, что способствует более глубокому пониманию идей произведения и доставляет большее наслаждение от чтения. Искусство слова предоставляет человеку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации, решает важнейшую задачу - адаптация осужденного посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде.

Процесс чтения книги способствуют раскрытию внутренних ресурсов личности и творческих способностей, позволяют дать выход сложным переживаниям в форме речевого высказывания. 

Благополучателями проекта будут свыше 1000 осужденных, отбывающих наказание в двух колониях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (г. Сургут и г. Нижневартовск). 

Обоснование социальной значимости

Жизнь и быт осужденных в колониях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры является традиционным. Разнообразие может внести лишь чтение художественных произведений, когда ты погружаешься в светлый и прекрасный мир мечтаний и грёз. Мир литературы делает человека духовнее, формирует внутреннее содержание, способствует личностному росту и интеллектуальному развитию.

В заключении, как правило, занять свой досуг особенно нечем, поэтому осужденные начинают много читать — книги, письма, самоучители, кодексы. Но даже в этом они ограничены: на 60% библиотека состоит из книг про ВОВ, поднятие целины и покорение Крайнего Севера советскими студентами, а временами и геологами. На библиотечных стеллажах есть и пособия по сбору грибов, выращиванию цветов, разведению кроликов, художественной ковке, мастерству сантехника, основам укладки черепицы, работе с силовыми агрегатами. Однако, выбор литературных источников ограничен. Мы бы хотели его разнообразить современной художественной литературой в разных жанрах: роман, повесть, поэзия, драма, рассказ, пьеса. В идеале библиотека должна формироваться по норме: пять книг на одного заключенного. При этом запрещены только книги «экстремистского, эротического и порнографического содержания». Но опять же всё зависит от конкретного учреждения. 

Человек, находясь в колонии, должен встать на путь исправления. Помочь ему в этом смогут книги. На практике оказывается, что в библиотеках мало литературы, газеты выдают с опозданием, а электронные библиотеки есть только в единичных колониях. У Администраций нет обязанности следить за регулярным обновлением библиотеки, но иногда они все же пополняются. Чаще всего книги в колонию передают местные библиотеки, органы власти, общественные организации и прихожане храмов. 

В библиотеках колоний и изоляторов в основном можно найти советскую классику, любовные и детективные романы, религиозную литературу. Часто этого недостаточно даже не самому придирчивому читателю. К тому же, на хорошие книги выстраивается очередь — они не возвращаются в библиотеку вообще и передаются из рук в руки.

По закону заключенный может заказать книгу через торговую сеть или получить в посылке или бандероли, но и тут возникают проблемы. Общий вес и количество передач, которые может получить заключенный, ограничены.

Жизнь в изоляции, среди запретов, в неблагополучной среде создает психоэмоциональное напряжение. В этих условиях у отбывающих наказание резко снижается интеллектуальная активность, сужается кругозор, деградирует способность к творчеству. Многие из осужденных, которые содержатся в исправительной колонии, лишены свободы впервые. Они не являются закоренелыми преступниками. Среди них есть большое количество молодых людей до 35 лет. Наряду с молодыми людьми отбывают наказание и рецидивисты со сложившимся укладом жизни в изоляции. Такие люди, как правило, обделены вниманием со стороны общества. Они свои потеряли семьи, утратили социальные связи. Эти заключённые после отбывания наказания возвращаются в общество в более депрессивном интеллектуальном состоянии, с приобретенными вредными привычками и закоренелые в нездоровом образе жизни. Таким образом появляются новые социальные проблемы, создаётся угроза для общества риском повторного совершения преступления. 

Увлечения чтением и писательством способствуют проявлению позитивных черт характера, стимулируют к отказу от вредных привычек, способствуют духовному оздоровлению, создают предпосылки для изменения жизни людей к лучшему.

Цели

Содействие личностному росту и интеллектуальному развитию заключенных через приобщение к чтению художественной литературы различных жанров в период отбывания ими наказания в двух колониях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (г. Сургут и г. Нижневартовск).

Задачи

  1. Вовлечь целевую аудиторию в реализацию проекта (отбывающие наказание в двух исправительных колониях:  в городах Сургут и Нижневартовск);
  2. Пополнить библиотечный фонд новыми изданиями в двух исправительных колониях:  в городах Сургут и Нижневартовск;
  3. Приобщить осужденных к чтению художественной литературы;
  4. Осуществить информационное освещение проекта;
  5. Обобщить итоги реализации проекта, обменяться опытом со всеми заинтересованными организациями.

Команда

`