Преображение
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Дети с особенностями развития, в том числе дети-инвалиды, дети с расстройствами аутистического спектра
Описание проекта
Главная проблема «особых» детей заключается в нарушении связи с миром, бедности социальных контактов. Помочь в решении поставленных задач может театральная имидж-терапия.Родоначальником этой терапии является удивительный человек,петербургский Сказочник и Волшебник—Андрей Владимирович Гнездилов."Все началось с самодеятельного психотерапевтического театра, который назывался "Комтемук"—Компанейский театр музыкальных картинок. В театре был создан большой гардероб старинных костюмов (гардероб постоянно пополняется). Спектакли возникали спонтанно: переодевшись, люди жили жизнью нового образа. Облачившись в костюм, каждый подходил к большому сказочному зеркалу и создавал ту картину, какую навевала ему звучащая в данный момент музыка…Коснувшись красоты сказочного мира, ликовал ребенок. Расставаясь со сказкой, взрослый благодарил за помощь и поддержку, заявляя, что понял все так, как надо…"(А.В.Гнездилов "Путь на Голгофу").Для особых детей, как и для многих людей,глубокие позитивные личностные изменения начинаются с изменения внешности. Ведь часто для нового самоощущения не годится старый костюм-процесс трансформации целостен и затрагивает каждую клеточку человека, каждую струну его Души и,конечно же,внешность.В сказочном образе ребенок может компенсировать то,чего ему не хватает в жизни,по-новому взглянуть на старые вещи,научиться тому,что казалось недоступно. Сам контекст сюжетно-ролевых игр предполагает метаморфозу. Дети склонны идентифицировать себя с различными героями сказок, мультфильмов, историй. В сказочной среде они могут выбрать для перевоплощения любой персонаж.Можно предложить им ряд аксессуаров,костюмов для того, чтобы они, переодеваясь, перед зеркалом "собрали" свой образ.
В последние годы обозначилась проблема нехватки сценических декораций и костюмов для работы с детьми с ограниченными возможностями. Эти костюмы так же необходимы при подготовки видеоматериалов для дистанционного обслуживания, для проведения очных коррекционных занятий, ведь информация, подаваемая со сценическими эффектами, лучше, интереснее и более запоминаема.
Прекрасно, если у детей появится Волшебный Сундук с костюмами и декорациями! Находясь в Сказочной стране, они могут вынимать из него различные предметы, примерять их перед зеркалом, создавая свой образ. Когда ребенок подберет себе костюм, можно пригласить его к большому "Сказочному Зеркалу", где он продемонстрирует, как ходит его персонаж, что он любит, что не любит, какое у него любимое занятие, с кем он дружит и пр. Задача ведущего — собрать как можно больше проективной информации о персонаже, в которого перевоплотился ребёнок. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.
Проект будет реализован на базе БУ "Сургутский районный комплексный центр социального обслуживания населения".
Обоснование социальной значимости
По данным БУ «Сургутский районный комплексный центр социального обслуживания населения» ежегодно социальные услуги получают около 220 несовершеннолетних с различным уровнем психофизического развития,с ментальной инвалидностью и/или психофизическими нарушениями, в том числе с генетическими нарушениями,расстройствами аутистического спектра,нарушением опорно-двигательного аппарата,зрения и т.д.Детей со сложными сочетанными нарушениями (двигательные, сенсорные),не позволяющими им посещать реабилитационные отделения, воспитывают 14 семей.В настоящее время проект актуален как никогда. Семьи, воспитывающие детей с особенностями,сталкиваются с ограниченностью социальных контактов, недостатком общения,нарушении связи с миром, бедности контактов с «нормотипичными» сверстниками и взрослыми. Проблема ограниченности социальных контактов целевой аудитории продолжает присутствовать.
Проект театральной имидж-терапии способствует решению ряда социальных задач: поможет детям овладеть определёнными навыками, на доступном им уровне, социализировать детей, решить (хотя бы частично) их проблемы поведения, максимально адаптировать их к повседневной жизни, к нахождению в социуме. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств,развитию способности к сопереживанию.Изменение образа, переодевание, во многом может помочь и специалисту и родителям. Меняя образ, мы меняем характер, стиль поведения и общения. Через сказочное преображение взрослый может "отнормировать" расшалившегося, перевозбужденого ребёнка. Творческая самореализация, театральная деятельность,имидж-терапия–актуальные и важные направления воспитательной реабилитационно-коррекционной работы.
Проект поможет решить проблему нехватки у учреждения-партнера собственных сценических декораций, костюмов. Приобретенные атрибуты могут быть использованы для организации социокультурной реабилитации детей,и кроме того пригодятся при подготовке видеоматериалов для дистанционного обслуживания.
Данный проект может способствовать соблюдению мер по сохранению здоровья для детей со сниженным иммунитетом и хроническими заболеваниями, повысить качество их жизни, позволяя получать качественные услуги на дому или дистанционно.
Цели
- Цель - преодоление социальной изолированности детей с особенностями развития посредством вовлечения их в творческую и социокультурную деятельность.
Задачи
- приобретение сценических декораций и костюмов для качественной реализации мероприятий проекта;
- приобретение нового опыта «Я могу!», побуждающего к дальнейшему развитию, поиску новых способов творческого самовыражения;
- улучшение взаимоотношений родителей и детей на основе совместной творческой деятельности;
- развитие коммуникативных и социальных навыков: умение работать в команде, слушать партнёра, отвечать за результат коллективной работы;
- формирование у целевой аудитории личностных навыков: развития речи, координации движений, памяти, внимания;
- формирование заинтересованности у детей участием в эмоциональных и имитационных этюдах, моделирующих различные ситуации;