Преодоление речевого барьера в социализации детей дошкольного возраста «Лаборатория общения»
Проект не получил поддержку
Сроки реализации
01.08.2025 - 29.05.2026
Источник финансирования
Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2025 года)
В рамках конкурса
Грант Губернатора Югры для физических лиц 2025
Подробнее
Направления проекта
География проекта
Целевые аудитории
Общая сумма расходов на реализацию проекта
341 000 руб.
Размер гранта
341 000 руб.
Описание проекта
Перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) освоить социальный опыт, включить его в существующую систему межличностных отношений. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и с взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Создание в детском саду эффективной образовательной среды, интегрирующей современные технологии и цифровые инструменты, является первостепенной задачей для подготовки детей к успешному школьному обучению. Простое внедрение гаджетов недостаточно – необходим комплексный подход, включающий разработку и внедрение целого ряда мер. Речь идет не только о предоставлении доступа к компьютерам и планшетам, но и о создании качественного, адаптированного цифрового контента, разработке интерактивных методик обучения и обеспечении профессиональной подготовки педагогов для работы с новыми технологиями. Игровые платформы, разработанные с учетом образовательных стандартов, помогут сделать процесс обучения увлекательным и мотивирующим, превращая сложные концепции в захватывающие квесты. Для нас важно также акцентировать внимание на развитии цифровой грамотности у детей – способности критически оценивать информацию, безопасно пользоваться интернетом и эффективно использовать цифровые инструменты. Нам необходимо обеспечить равный доступ к цифровым ресурсам для всех детей, в том числе детей с ОВЗ, детей - инвалидов, детей с РАС. Это требует инвестиций в инфраструктуру, обучение педагогов и создание доступных цифровых учебных материалов. Кроме того, важно не забывать о балансе между использованием цифровых технологий и традиционными методами обучения, поскольку живое общение с педагогом и групповая работа остаются незаменимыми компонентами образовательного процесса. Поэтому нашей целью является не просто замена традиционных методов на цифровые, но и их гармоничное сочетание для достижения максимально эффективного результата в социализации детей. Только в этом случае мы сможем подготовить детей к вызовам современного мира и обеспечить им успешное будущее. Использование инновационного программно- методического комплекса ArtikMe, представляющего собой "умное логопедическое зеркало", значительно расширит возможности учителей-логопедов в работе с детьми дошкольного возраста. Его внедрение в образовательный процесс позволит не только соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), но и значительно повысить эффективность коррекционных мероприятий. ArtikMe выходит далеко за рамки обычного зеркала, представляя собой, целую экосистему, объединяющую высококачественное видеоизображение, специально разработанные методические материалы и интерактивные упражнения, адаптированные под различные типы речевых нарушений. Внедрение новой системы поможет решить широкий спектр логопедических и дефектологических задач. Она эффективна при работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, включая артикуляционные дефекты (например, дизартрия, ринолалия), задержку речевого развития (ЗРР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), алалию, а также дислалию и другие речевые расстройства. Уникальность комплекта заключается в его способности визуализировать артикуляционные движения ребёнка в режиме реального времени, что позволяет логопеду оперативно корректировать произношение и отслеживать динамику коррекционной работы. Система предоставит учителю-логопеду детальную обратную связь, отображая на экране не только видео, но и аналитические данные, например, частоту и амплитуду движений артикуляционных органов. Это позволит объективно оценить прогресс ребёнка и скорректировать индивидуальные программы обучения. Кроме того, комплекс имеет обширный банк упражнений, разработанных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Упражнения представлены в интерактивной форме, что делает процесс обучения более интересным и эффективным для детей, повышая их мотивацию к занятиям. С его помощью специалисты детского сада смогут добиваться высоких результатов в коррекционно-развивающем обучении детей ограниченными возможностями здоровья и детьми, нуждающимися в логопедической помощи различных нозологий в логопедических пунктах детского сада. Это позволит помочь детям хорошо подготовиться к обучению в школе, не испытывая трудности в обучении. Реализация проекта даст нам возможность вовлечь родителей в образовательный процесс, что важно для укрепления знаний и навыков, полученных детьми на занятиях. Родители продолжат поддерживать интерес ребенка, что поможет добиться высоких результатов в коррекционно – развивающем обучении детей с ОВЗ. Это позволит помочь детям хорошо подготовиться к обучению в школе, не испытывая трудности в обучении.
Обоснование социальной значимости
Согласно мониторингу, проводимому Региональным центром психолого-педагогической помощи и сопровождения автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» отделом психолого-педагогического сопровождения нами было выявлено: По данным за 2024 года мы видим, что наибольшее количество детей с ОВЗ, обучается в образовательных организациях на уровне дошкольного образования, что составляет 38% от общего количества обучающихся с ОВЗ. https://iro86.ru/images/2024/10.2024/6._Мониторинг_по_учету_данных_о_детях_с_ОВЗдетях_ инвалидах.pdf Необходимо отметить, что в 2022/2023 г наибольшее количество детей с ОВЗ, обучающихся в образовательных организациях на уровне дошкольного образования, что составляет 47% соответственно общему количеству обучающихся с ОВЗ в автономном округе. https://iro86.ru/images/12.2023/1._Мониторинг_по_учету_ данных_о_детях_с_ОВЗ_детях-инвалидах.pdf Также в 2021/2022 учебном году, наибольшее количество детей с ОВЗ и инвалидностью в возрасте от 4 до 7 лет, составляло 41% от общего количества детей с ОВЗ и инвалидностью в ХМАО-Югре. https://iro86.ru/images/Mониторинг_Сведения_о_количестве_семей_воспитывающих_детей_с_ОВЗ_ получающих_комплексную_помощьpdf.pdf Таким образом, по результатам проведенного мониторинга установлено, что на дошкольные учреждения автономного округа возложена основная роль в решении главных задач, реализуемых образовательными организациями в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, таких как: 1) Оказание: -психолого-педагогической помощи, коррекционно-педагогической помощи; -образовательных услуг обучающимся в условиях образовательной организации; -услуг по повышению родительской компетенции; - информационно-методической поддержки родителям по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ. 2) Ведение инновационной и проектной деятельности. 3) Консультирование педагогов, родителей обучающихся. 4) Обеспечение информационной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью. По данным итогового отчета Управления образования администрации города Покачи за прошлый год «в дошкольных образовательных организациях функционировали группы комбинированной и компенсирующей направленностей (18 и 4 соответственно), которые посещали 290 детей. По адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования обучались 88 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, из них 18 детей-инвалидов. Кроме этого, 3 ребенка-инвалида обучались по основным образовательным программам дошкольного образования». https://obrazovanie.admpokachi.ru/ Итоговый%20отчет%20за%202023%20год%20.pdf С 2019 по настоящее время в МАДОУ ДСКВ «Югорка» по адаптированным образовательным программам получали 121 ребенок с особенностями развития, в том числе 41 ребенок – инвалид. https://iro86.ru/images/2024/8_Амирова_В.Р._Лаптева_И.pdf Детский сад, является открытым образовательным пространством, задача которого состоит в становлении универсальных социальных способностей наших воспитанников, овладение социальной культурой, нормами общения и взаимодействия с ровесниками, родителями, педагогами ДОУ с учетом специфики их индивидуальных и психофизических возможностей. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении, в неумении ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения, недоступности понимания смысла ряда культурных, нравственных и этических ценностей общества. Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с трудностями в самостоятельном вступлении в социальные отношения и освоении коммуникативных навыков. Это связано с проблемами адаптации, социально-эмоциональными дефицитами, недостаточным или искаженным развитием произвольной регуляции эмоций и поведения, а также с повышенной тревожностью, неуверенностью, низкой или завышенной самооценкой, отсутствием инициативы, самостоятельности, любознательности и активности. Указанные характеристики детей дошкольного возраста с ОВЗ подчеркивают важность реализации проекта по преодоление речевого барьера в социализации детей дошкольного возраста «Лаборатория общения» Учителя - логопеды играют ключевую роль в социализации людей с речевыми нарушениями. Их работа помогает не только восстановить и улучшить речевые навыки, но и значительно повысить детскую самооценку и уверенность. Кроме того, специалисты активно участвуют в просветительской работе, обучая родителей и педагогов методам поддержки детей с речевыми нарушениями. Это создает более благоприятную среду и способствует принятию людей с особенностями развития в их среде и позволит помочь детям хорошо подготовиться к обучению в школе, не испытывая трудности в обучении Логопедические занятия имеют важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, всей психической деятельности ребёнка. Овладение способностью к речевому общению создаёт предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, способствующих осознанию, планированию и регуляции его поведения. Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения, обеспечить полноценное, всесторонне его развитие. Выполняя функцию коррекции и совершенствования речи, логопедия имеет особую социокультурную значимость.
Цели
• Создание условия для социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды.
• Помощь в решении логопедических и дефектологических проблем у детей с речевыми нарушениями, с проблемами артикуляции, с задержкой развития речи и другими речевыми особенностями в дошкольном возрасте до поступления их в школу.
• Помощь в решении логопедических и дефектологических проблем у детей с речевыми нарушениями, с проблемами артикуляции, с задержкой развития речи и другими речевыми особенностями в дошкольном возрасте до поступления их в школу.
Задачи
• 1. Разработка и внедрение новейшей методики диагностики и коррекции детей с ОВЗ.
• 2. Помощь в социализации детей с особенностями развития, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с расстройствами аутистического спектра, детей – инвалидов, а также их родителям (законным представителям). Подготовка к обучению в школе.
• 3. Цифровизация предметно-развивающей среды, через обогащение методического оборудования с использованием интернет - ресурсов и ресурсов мультимедийного оборудования.
• 4.Повышение квалификации специалистов ДОУ по работе с мультимедийным оборудованием.
• 2. Помощь в социализации детей с особенностями развития, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с расстройствами аутистического спектра, детей – инвалидов, а также их родителям (законным представителям). Подготовка к обучению в школе.
• 3. Цифровизация предметно-развивающей среды, через обогащение методического оборудования с использованием интернет - ресурсов и ресурсов мультимедийного оборудования.
• 4.Повышение квалификации специалистов ДОУ по работе с мультимедийным оборудованием.
Команда
Обратная связь проекта: 0
Похожие проекты
Программа "Синхро-С" - применение метода биоакустической коррекции головного мозга у детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет, имеющих расстройства ау...
Проект не получил поддержку
0.2
Оценка обновлена:
30.11.2025
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Советский район
948 184 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2025)
АНО ЛУЧ ДОБРА
Не только для космонавтов
Проект не получил поддержку
0.2
Оценка обновлена:
30.11.2025
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Югорск, Советский район
1 375 200 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2025)
АНО НАДЕЖДА
Край, способный удивлять
Проект не получил поддержку
0.2
Оценка обновлена:
30.11.2025
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Советский район
1 383 267 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2025)
АНО СОН ВЕРЬ В СЕБЯ!
Всего сотрудников
4
+3
Психолого-педагогическая коррекция в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Реализуется
1
Оценка обновлена:
30.11.2025
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Октябрьский район
1 621 259 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2025)
АНО ЦСОН ДОБРОТА
Всего сотрудников
2