Проект по просвещению в интересах устойчивого развития "Курсор"
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Дети и подростки
- Молодежь и студенты
- Лица, участвующие в профилактике и решении проблем окружающей среды
Описание проекта
Проект "Курсор" стал логическим продолжением одноименного форума-митапа, который проводило наше Движение на протяжении 2 лет, а также Имитационно-ролевой игры по устойчивому развитию "Глобальный вопрос", проходившей при поддержке Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО на протяжении 10 лет. Учитывая многолетний опыт работы нашего Движения в просвещении для устойчивого развития и взаимодействии с экологическими НКО региона было принято решение о разработке нового проекта, направленного на повышение компетенций руководителей и активистов экологических НКО, педагогов школ и педагогов дополнительного образования в сфере просвещения для устойчивого развития. В настоящее время понятие "устойчивое развитие" плотно вошло в нашу жизнь, но в школьной программе не рассматривается, что приводит к дисбалансу в экологических инициативах региона.
В проект "Курсор" внесены вебинары по всем Целям устойчивого развития, внедрения принципов просвещения в интересах устойчивого развития. Также включены курсы повышения квалификации наиболее активных участников проекта во Владимирском филиале РАНХиГС, проведение традиционного форума-митапа "Курсор" и разработка интерактивной компьютерной игры "Зеленый город". Все мероприятия позволят педагогическому сообществу и некоммерческому сектору разобраться в понятийном аппарате, а главное внедрить принципы устойчивого развития в образовательно-просветительский процесс, в разработку учебно-исследовательских и проектных работ детей, подростков и молодежи региона.
Проект учитывает региональные особенности окружающей среды, социальной инфраструктуры и экономики, что позволит нам собрать методическую базу лучших региональных практики и способствовать их продвижению. К тому же в реализацию проекта активно вовлечены консультанты проекта - одни из ведущих специалистов в области просвещения для устойчивого развития России.
Повышение квалификации педагогов и НКОшников позволит повысить эффективность реализации общественных экологических инициатив в регионе, создать условия для подготовки будущих квалифицированных кадров из числа детей автономного округа, которые смогут в будущем принимать решения на своих рабочих местах исходя из принципов устойчивого развития.
От понимания устойчивого развития напрямую зависит правильность реализации Стратегии социально-экономического развития России, Ханты-мансийского автономного округа - Югры, муниципальных образований региона. Проект рассчитан на реализацию национальных целей развития Российской Федерации: сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни и направлен на реализацию Национальных проектов "Образование", "Экология".
Обоснование социальной значимости
В наших Реестрах зарегистрировано 562 объединения, работающих в сфере охраны окружающей среды и защиты животных (https://clck.ru/PG73E). Показатель по сравнению с 2018 годом увеличился на 355% (было 158 объединений). Это означает, что за последние годы резко вырос спрос на создание и деятельность некоммерческих организаций и добровольческих экообъединений. Подавляющее большинство "новых" организаций выделяют в своей работе зоозащитную деятельность или деятельность в сфере обращения с отходами (и даже в этом случае имеется тенденция в интересах к раздельному сбору отходов). Однако понятие "устойчивое развитие" предполагает учет не только экологических, но и экономических, и социальных показателей деятельности. Наиболее важно найти баланс между использованием природных, человеческих и финансовых ресурсов, получением продукта и постоянного улучшениях эколого-социально-экономических показателей. В 2020 году Россия заняла 57 место в мире по индексу ЦУР, который ежегодно рассчитывают независимые рейтинговые агентства SDSN и Bertelsmann Stiftung. Впереди нее, на 56 месте, находится Алжир, позади, на 58-м месте, — Грузия (https://clck.ru/359srN). При этом фактически постоянно об устойчивом развитии России говорит наш Президент Путин В.В. (примеры: https://clck.ru/359sxr, https://clck.ru/359syj), создан Экспертный совет по устойчивому развитию (ЭСУР) при Минэкономразвития России (приказ Минэкономразвития России от 3 декабря 2021 г. № 802. Неоднократно об устойчивом развитии упоминала и Губернатор Югры Комарова Н.В. (примеры: https://clck.ru/359t68, https://clck.ru/359tBC). Вопросами устойчивого развития в Югре занимаются в основном Вузы региона. Но ни само понятие, ни его принципы не рассматриваются в школьной программе и подростки, окончивши школу (как в общем-то и педагоги школ ) не имеют никакого представления об устойчивом развитии. Это приводит к снижению эффективности реализации экологических инициатив в регионе (и стране в целом). Устойчивое развитие России в меняющемся мире потребует не только сильных идей, но и действенных механизмов их реализации, нужно превратить интересные замыслы в жизнеспособные проекты, заявил президент РФ Владимир Путин (сообщает "Рамблер" https://clck.ru/359syj), что невозможно без понимания самого понятия "Устойчивое развитие".
Цели
- Повышение компетенции руководителей и активистов некоммерческих организаций (НКО) и добровольческих объединений (ДО) в сфере устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Задачи
- Организация обучения НКО и ДО с привлечением региональных и федеральных экспертов
- Формирование методической базы для работы с детьми, подростками и молодежью в сфере устойчивого развития
- Создание условий для трансляции регионального опыта по просвещению в интересах устойчивого развития на региональном и межрегиональном уровне