Проектная лаборатория «ProjectStart»
Описание проекта
В настоящее время, в связи со сменой технопромышленного уклада изменились запросы к профессиональным кадрам. На рынке труда наблюдается рост спроса на специалистов с ключевыми навыками проектной работы, только по данным HeadHunter 29 000 вакансий на текущую дату. Серьезными вызовами перед высшим образовательным учреждением и регионом стали следующие факторы: во-первых, скорость обновления знаний во всех профессиональных сферах настолько высока, что они объективно не успевают проникать в систему образования; во-вторых, показатель выпускников вузов, работающих по специальности стремительно снижается; в третьих, наиболее талантливая и перспективная молодежь уезжает из региона в крупные города (Москва, Санкт-Петербург) или в другие страны. По мнению экспертов SK “Сколково”, НИУ ВШЭ одним из способов преодоления разрыва между системой образования и профессиональной сферой является проектная деятельность.
Реализуемая в разных направлениях, проектная деятельность способствует, в том числе освоению обучающимися требуемых компетенций в части способностей к проектной и инновационной деятельности, а также может быть основой инноваций по направлениям будущей специализации.
Данный проект также имеет профориентационное направление. От участников требуется углубленная информация в выбранной/интересной для них сфере. Тем самым уже на этапе формирования групп по направлениям участники определяются с интересами и дальнейшим путем развития их творческого, социального, технологического развития.
В рамках проекта участники усвоят теоретическую часть из видеолекций, записанных в формате «Равный-равному», данная работа отличается манерой преподавания, наставники скажут «НЕТ» скучным лекциям, рассчитаным на 30-60 минут, донесут информацию на простом и понятном языке для молодежи. Второй блок работы – практический. Здесь в рамках развивающих игр и бесед участники разберутся с чего начинается проект, научатся анализировать ситуацию и выделять проблему, разовьют навыки генерации идей, навыки презентации работ и пройдут блок развития креативности.
Влияние проекта на развитие личностных и профессиональных качеств:
1. Повышение эффективности образовательного процесса;
2. Обеспечение конкурентоспособности путем разработки и реализации мини- и макропроектов с привлечением спонсоров и работодателей;
3. Выполнение инициативных и грантовых прикладных НИР и др.;
4. Благодаря созданию экосистемы у участников сформируются компетенции проектной деятельности и способности к проектной деятельности как таковой;
5. Профориентация участников.
6. Выявление и работа над личным «Я» с каждым участником проекта.
Влияние проекта на социально-экономическое развитие региона:
Формируя темы проектов по актуальным для региона в той или иной профессиональной сферы направлениям (умный город, беспилотный транспорт, новые технологии в IT и телекоммуникациях, биотехнологии и др.), студенты погружаются в профессиональный контекст уже начиная с первого курса обучения в вузе. Проектная деятельность позволяет развивать системное и критическое мышление, готовность работать в ситуации неопределенности с большим потоком информации, способность генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь, умение работать в команде и доводить начатое до результата.
Организация проектной деятельности в вузе поможет с одной стороны преодолеть разрыв между образованием и профессиональной сферой, с другой стороны, получая успешный опыт в решении проблем компаний региона студенты начинают видеть перспективы работы в своем регионе.
Продукты проекта:
- Рабочая программа дисциплины «Основы проектной деятельности»;
- Курс «Основы проектной деятельности» в формате видеолекций;
- Курс «Основы проектной деятельности» в формате семинарских занятий;
- Банк данных о лидерах проектной деятельности;
- Система мотивации и стимулирования участников;
Цели
- Создание курса по основам проектной деятельности для школьников, отличающегося от имеющихся аналогичных курсов новым форматом, дающим возможность освоить навыки проектной деятельности с использованием игропрактики и лекций с позиции «равный равному».
Задачи
- Разработка программы дисциплины «Основы проектной деятельности»;
- Создание видеконтента и материалов, YouTube-канала;
- Создание условий для формирования междисциплинарных проектов и команд;
- Разработка инструментов поощрения школьников, добившихся значимых успехов в реализации
- Проведение вводного и заключительного тестирований на определение результативности курса;
- Работа с командами