Профилактический, корорекционно-развивающий проект психолого-педагогического сопровождения родителей и детей с нарушением поведения «Мы вместе на пути к гармонии!»
Описание проекта
В современном мире увеличилось число людей, которые проявляют в поведении агрессивность. Повышенная агрессивность детей и подростков является одной из острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для всего общества. Ведь агрессия – это деструктивное (разрушительное) поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, а также приносит физический и моральный ущерб окружающим.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.
Многие педагоги и психологи считают, что низкий уровень культуры межличностного общения в нашем обществе приводит к тому, что ребенок выступает не субъектом взаимодействия, а объектом воздействия. Многие взрослые не умеют строить отношения с детьми на основе равноправного диалога и добиваются воспитательных целей с помощью требований безусловного послушания или острой и резкой реакции на ошибки и проступки детей в форме физических и моральных наказаний. Родители не могут создать для своего ребенка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту. Постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок «заражает» его агрессивностью. У ребенка появляется агрессивность, недоверие к людям, тревожность, формируется заниженная самооценка, которые могут остаться его устойчивой чертой характера. Этот деструктивный опыт общения, полученный в семье, закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми.
С целью профилактики деструктивного поведения детей, очень важно начинать осуществлять их психологическое сопровождение с дошкольного возраста, так как это самый благоприятный период, когда формируются основы личности ребенка.
Но формирование у ребенка с нарушением поведения здоровых эмоций и бережная коррекция его эмоционально – личностных проблем невозможно без заинтересованного участия в этом процессе родителей. По мнению ученых очень важно формировать психологическую компетентность у родителей, через включение их в развивающую среду, в которой они получают необходимые знания, поддержку, принятие, возможность открытого общения в атмосфере доверия и понимания.
Это обусловливает необходимость привлечения родителей к долговременному сотрудничеству, через организацию
детско-родительской площадки
, с целью оказания помощи неблагополучным семьям, коррекционно-профилактическая работа в которых будет направлена на: преодоление проблем в детско - родительских отношениях; развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком; обучение навыкам адекватного и равноправного общения, эмпатии, доверию и сочувствию. А также через организацию
родительской площадки
, направленной на: снижение деструктивных эмоциональных состояний; вооружение родителей психологическими знаниями; повышение уровня психологической компетентности в сфере детско-родительских отношений.
Цели
- Профилактика трудностей в воспитании и социализации, отклонений в развитии и поведении воспитанников.
- Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и родителей, через: коррекцию эмоциональной сферы, нарушений поведения и детско-родительских отношений; обучение навыкам социально-благоприятного поведения.
Задачи
- Нивелирование у детей и родителей агрессивности, конфликтности, тревожности;
- Формирование у дошкольников адекватной самооценки и повышение уверенности в себе;
- Обучение детей и родителей в игровой деятельности: приемлемым способам выражения гнева; способам саморегуляции, умению владеть собой в наиболее волнующих ситуациях и в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева; умению самостоятельно снимать эмоциональное и мышечное напряжение;
- Развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, через: коррекцию детско-родительских отношений; повышение уровня психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений; обучение навыкам адекватного и равноправного общения, эмпатии, доверию и сочувствию;
- Формирование у детей и родителей умения: позитивно взаимодействовать; принимать и уважать позицию другого человека; сопереживать и понимать переживания, состояния и интересы друг друга; давать обратную связь; находить возможные пути для решения конфликта;
- Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, через: психолого-педагогическое просвещение; обучение навыкам общения с родителями и детьми с нарушением поведения; активное участие в деловых играх, круглых столах, тренингах, семинарах-практикумах.