Программа социализации и реабилитации детей с особенностями развития, в том числе детей-инвалидов, детей с расстройством аутистического спектра - АВА-...
Проект реализует:
Целевые аудитории
- - дети и подростки, имеющие ментальные нарушения, в том числе, нарушения аутистического спектра
- - дети и подростки, имеющие полную или частичную утрату способности обеспечивать основные жизненные потребности, осуществлять самообслуживание по причине заболевания, травмы или наличия инвалидности
Описание проекта
Программа социализации и реабилитации детей с особенностями развития, в том числе детей-инвалидов, детей с расстройством аутистического спектра - АВА-центр «Радуга равных возможностей» направлена на создание социальной среды для детей от 3-х до 18-ти лет, открывающей возможности для реабилитации и позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития творческих способностей, индивидуализации на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности и учета особых потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе расстройством аутистического спектра . Каждый ребенок получит не менее 21 часа коррекционных занятий на протяжении 21 дня. Именно такой период необходим для достижения положительных результата.
Процесс реабилитации и социализации реализуется через подключение компенсаторных возможностей ребенка посредством методов сенсорной интеграции и метода прикладного анализа поведения (АВА-терапии), кинезотерапияи нейропсихологии, сенсорной интеграции, иппотерапии, мозжечковой стимуляции.
В рамках проекта я для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе расстройством аутистического спектра будут реализованы следующие мероприятия:
- мероприятия по развитию с применением альтернативных способов коммуникации;
- применение в реабилитационном процессе технологий АВА-терапии;
- включение в реабилитационный процесс методов сенсорной интеграции;
- открытие 7 мастерских и студий для самовыражения и раскрытия индивидуальных творческих, физических, интеллектуальных и др. потенциальных возможностей каждого ребенка: "Программа реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями «Мозаика особенного детства»", " Программа творческой реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья «Детство на кончиках пальцев», "Программа студии самовыражения «Нейроручки»", "Программа физкультурно – оздоровительной деятельности методом иппотерапии «Доктор лошадь!»", "Программа психологического сопровождения несовершеннолетних (сказко-, песко- терапия) «Магия сказки»", "Программа деятельности игровой площадки «Игро - Бум»", "Программа Дня семейного отдыха «Клуб добрых встреч» (ДСО)";
- организация занятий иппотерапией для 20 детей с инвалидностью (расстройство аутистического спектра);
- организация 12 просветительских мероприятий с привлечением специалистов для родителей, воспитывающих детей, имеющим статус "инвалид".
Обоснование социальной значимости
Согласно мониторингу Департамента образования ХМАО-Югры количество детей с ОВЗ, детей-инвалидов, в том числе получающих услугу в условиях инклюзивного образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2020 - 2021 учебном году составило:
- 1764 обучающихся, имеющих статус «ребенок-инвалид»;
- 19833 обучающихся с ОВЗ;
- 3346 детей со статусом «ребенок-инвалид с ОВЗ».
По статистическим данным Министерства здравоохранения по ХМАО-Югре количество детей со статусом «инвалид» ежегодно растет. Так, впервые признанных инвалидами число детей до 18 лет в 2020 году составило 678 человек, а в 2021 году, таких детей насчитывается уже 701.
Опрос родителей, чьи дети проходят и проходили реабилитацию в нашем фонде показал, высокую потребность в продолжении реабилитации по таким направлениям как: сенсорная интеграция, АВА-терапия, развитие навыков общения с применением методов альтернативной коммуникации, иппотерапии, БАК-терапии и т.д. Кроме того, фонд состоит в реестре поставщиков социальных услуг и реестре СО НКО. Это позволяет родителям принимать участие в программе бесплатно.
Реализация программы охватывает самые различные сферы жизнедеятельности как ребенка, так и его семьи.
Согласно концепции развития системы социальной реабилитации инвалидов, в том числе детей инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе социальная реабилитация определяется как, сложный процесс взаимодействия личности с социальной средой, приспособление человека к окружающей реальности, социальная адаптация, восстановление социального статуса, достижение материальной независимости, в результате чего формируются определенные качества человека как субъекта общественных отношений.
В связи с чем, услуги по социальной реабилитации инвалидов, являются неотъемлемой и важной частью всего комплекса реабилитационных услуг и должны предоставляться параллельно с реабилитационными услугами других видов.
Реализация программы социализации и реабилитации детей с особенностями развития, в том числе детей-инвалидов, детей с расстройством аутистического спектра - АВА-центр «Радуга равных возможностей» охватывает самые различные сферы жизнедеятельности как ребенка так и его семьи.
Ведущая идея программы социализации и реабилитации детей с особенностями развития, в том числе детей-инвалидов, детей с расстройством аутистического спектра - АВА-центр «Радуга равных возможностей».
Цели
- Социализация детей-инвалидов, в том числе детей с расстройством аутистического спектра как системное восстановление и формирование способностей несовершеннолетнего, позволяющих ему успешно выполнять различные социальные роли и быть включенным в различные сферы социальных отношений и жизнедеятельности.
Задачи
- 1. Организация комплексной социальной адаптации детей с особенностями развития, в том числе детей-инвалидов, детей с расстройством аутистического спектра и признаками расстройства аутистического спектра.
- 2. Коррекция и профилактика нарушений развития психических процессов и психоэмоциональной сферы детей.
- 3. Развитие межличностного взаимодействия детей с родителями и в детском коллективе.
- 4. Формирование и развитие социальных навыков: этических и общетрудовых норм и правил, навыков самообслуживания, навыков взаимодействия с социумом.
- 5. Создание условий для самовыражения и раскрытия индивидуальных творческих, физических, интеллектуальных и др. потенциальных возможностей каждого ребенка.
- 6. Организация для родителей, воспитывающих детей, имеющим статус «инвалид» просветительских мероприятий с привлечением специалистов.