Программа социализации и реабилитации детей с особенностями развития, в том числе детей-инвалидов, детей с расстройством аутистического спектра при бл...
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Дети и подростки, имеющие множественные нарушения развития
- Дети и подростки, имеющие ментальные нарушения и РАС
- Дети и подростки, имеющие задержку психического развития
- Дети и подростки, имеющие различные виды задержки речевого развития
- Дети и подростки, имеющие нарушения слуха и зрения
Описание проекта
В рамках реализации проекта "Социализации и реабилитации детей с особенностями развития, в том числе детей-инвалидов, детей с расстройством аутистического спектра при благотворительном фонде «Добро без границ» - «Радуга равных возможностей» все мероприятия реализуются через подключение компенсаторных возможностей несовершеннолетнего с ОВЗ посредством методов сенсорной интеграции и метода прикладного анализа поведения (АВА-терапии).
С целью достижения наибольшей эффективности процесс социализации и реабилитации охватывает самые различные сферы жизнедеятельности как ребенка, так и его семьи.
Проведение занятий в специально организованной сенорноинтегративной среде с применением набора специализированных тренажёров будут способствовать положительной динамике в усвоении основных образовательных программ, адаптации к среде: учебной, социальной и в дальнейшем – социализации.
Реабилитационные, коррекционные и развивающие занятия в рамках проекта разработаны и опираются на интерес несовершеннолетнего к собственному познанию и развитию через содержательное разнообразие занятий и регулярную и систематичную сменяемость видов деятельности.
В отличие от многих мероприятий и процедур, направленных на реабилитацию, абилитацию и развитие несовершеннолетних, которые не дают нужного восстановительного эффекта, так как являются самостоятельными, не взаимосвязанными процедурами, не включающими самого ребёнка в восстановительный процесс. Данная программа выстроена на психофизиологических особенностях ребёнка, предполагающих его развитие в игровой деятельности.
Если раньше ребенок включался отдельно в процесс арт-терапии, отдельно в процесс кинезиотерапии и др., то данная программа предусматривает комбинированные занятия, включающие различные сенсорно-интегративные, когнитивные, арт-терапевтические техники, позволяющие затрагивать одновременно разные зоны развития ребёнка, что, безусловно, повышает эффективность реабилитации.
Проект во многом уникален, так как содержит элементы инновации в части современных методов и технологий: сенсорной интеграции, альтернативной коммуникации - PECS, визуальное расписание, применение коммуникаторов речи, волонтёрская деятельность; технология сенсорной интеграции, включающая арт-терапию с использованием различных художественных материалов (гуашь, глина, пластилин, витражные и пальчиковые краски); элементы АВА-терапии (технология работы с нежелательным поведением); аппаратный комплекс «БАК Синхро-С», аппаратный комплекс БОС-терапии «Нейрокурс», методы мозжечковой стимуляции, в том числе применения стабилоплатформы.
Ведущая идея программы: к решению проблемы «ограниченные возможности здоровья - личность – социум» необходимо подходить с позиции содружества, соучастия, содействия, сотворчества. Таким образом, активное участие ребенка с особенностями развития в психолого-педагогических мероприятиях, освоение ими познавательных, коррекционных, творческих направлений и активный досуг будет способствовать его социальной адаптации.
Обоснование социальной значимости
Создание пространства для развития сенсорной интеграции обусловлено рядом факторов: одни свидетельствуют об увеличении количества детей с ОВЗ (так по статистическим данным Федерального реестра инвалидов на 01.01.2019г. по ХМАО-Югре зарегистрировано – 6450 детей, имеющих статус «инвалид», на 01.01.20г. – 6602 чел., на 01.01.21г. - 6723 чел), а другие говорят о недостаточном количестве технологий по сенсорной интеграции в социальной психолого-педагогической практике города Нижневартовска.
Проект "Радуга равных возможностей" является логическим продолжением планомерной и систематической работы Благотворительного фонда «Добро без границ» с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе расстройства аутистического спектра. С 2018 по 2020 гг. на базе фонда была реализована программа многофункционального центра реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья при Благотворительном Фонде помощи нуждающимся «Добро без границ» - «Мозаика особенного детства». В рамках программы реабилитацию в фонде прошли не менее 167 несовершеннолетних.
По итогу программы, проанализировав степень данной проблемы в фонде и по городу Нижневартовску в целом, можно сделать вывод, что в психолого-педагогической практике развитие сенсорной интеграции осуществляется в основном через развитие анализаторных систем: зрительной, слуховой, тактильной, иногда кинестетической. В настоящее время все чаще в программу сопровождения детей с ОВЗ включают сенсомоторное развитие детей, но осуществляется оно как развлекательно-развивающее, кроме того, выявлено, что методы и приемы работы по этому направлению являются универсальными, но не учитывающими индивидуальные особенности ребенка и уровни его развития. Недостаточность сенсорной интеграции представляет собой комплексное церебральное расстройство, при котором дети неправильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию, в том числе тактильную, слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую и двигательную, что в свою очередь приводит к нарушению регуляции поведения, эмоций, развитии координации, речи и как следствие влияет на обучение и социальную адаптацию.
Фундамент развития человека берет свое начало на сенсорном уровне развития человека. Исследования доказывают, что до 90% детей с особенностями в развитии страдают от дисфункции сенсорной интеграции. Поэтому проект направлен на создание эффективных условий, обеспечивающих развитие сенсомоторной интеграции.
Цели
- 1. Социализация детей с особенностями развития, в том числе детей-инвалидов, детей с расстройством аутистического спектра и признаками расстройства аутистического спектра как системное восстановление и формирование способностей несовершеннолетнего, позволяющих ему успешно выполнять различные социальные роли и быть включенным в различные сферы социальных отношений и жизнедеятельности
- 2. Психолого-педагогическая реабилитация и социализация детей - коррекция и развитие, имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, поведенческих, личностных расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций через подключение компенсаторных возможностей несовершеннолетнего с ОВЗ для максимально полной адаптации к жизни в обществе
- 3. Творческая реабилитация детей через развитие способности самовыражения, как главного условия гармоничного развития личности.
Задачи
- 1. Организация комплексной социальной адаптации детей с особенностями развития, в том числе детей-инвалидов, детей с расстройством аутистического спектра и признаками расстройства аутистического спектра
- 2. Коррекция и профилактика нарушений развития психических процессов и психоэмоциональной сферы детей
- 3. Развитие межличностного взаимодействия детей с родителями и в детском коллективе
- 4. Формирование и развитие социальных навыков: этических и общетрудовых норм и правил, навыков самообслуживания, навыков взаимодействия с социумом
- 5. Создание условий для самовыражения и раскрытия индивидуальных творческих, физических, интеллектуальных и др. потенциальных возможностей каждого ребенка