Программный комплекс психолога школьных и дошкольных учреждений
Проект реализует:
Целевые аудитории
Описание проекта
В 1995 году одним из программистов (до настоящего времени является сотрудником ООО "Финист-М") была разработана программа "Школьная статистика". Программа была внедрена в этом же году в МБОУ СОШ №4 г. Мегиона и до 2008 года являлась наиболее продвинутым программным продуктом для школьного учреждения на территории ХМАО-Югры. В 2008 году данная программа была заменена на разработку самарской компании, которая была внедрена одновременно во всех 8 школьных учреждениях г. Мегиона. Сравнительный анализ двух программ показывал, что функционал их примерно одинаковый, тем не менее решение было принято. Специалисты компании "Финист-М" постоянно проводили мониторинг развития программных продуктов в различных учреждениях г. Мегиона и г. Нижневартовска и неоднократно предлагали свои решения для повышения степени цифровизации муниципальных учреждений. В ходе мониторинга было обращено внимание на проблемы в недостаточной степени цифровизации в работе школьных психологов (рутинная отчетность, недостаточный уровень вовлечения современных средств цифровизации в систему наблюдения за учащимися и т.д.). Проект на разработку программного комплекса для школьного психолога лег в основу заявки, после которой ООО "Финист-М" в 2015 году стал резидентом Технопарка ХМАО-Югры. В рамках данного проекта были исследованы составы учетных процессов работы психологов школьных и дошкольных учреждений, подготовлена постановка задачи и разработаны алгоритмы программного обеспечения. Программный продукт проектировался с расчетом на интеграцию в существующую базу данных учреждения независимо от ее конфигурации. Кроме стандартной схемы работы продукта (связь с существующей базой данных, схемой генерации отчетности, внедрении современных систем тестирования и т.д.), его уникальность основывалась на вводе в состав системы схемы искусственного интеллекта для обработки массива информации. Так как средств на разработку программного продукта не было, то данный проект остался на уровне постановки задачи. До настоящего момента специалисты ООО "Финист-М" периодически мониторили рынок программных продуктов РФ на данную тему. Рынок программного обеспечения РФ на эту тему невелик. Относительно распространенное решение - 1С: Школьная психодиагностика. Кратко об отличии предлагаемого нами решения от данного продукта - облегченная интеграция в существующую базу данных учреждения (интеграция 1С с внешней базой данной является достаточно непростой задачей), универсальный механизм анкетирования, основанный на единой платформе анкеты, редактируемой самим пользователем системы (в 1С встроенный набор готовых анкет, не предусматривающих режим вода собственного набора опроса), автоматизация процесса отчетности в помощью универсального генератора запросов (для автоматизации системы отчетности в 1С требуется наличие программиста для настройки системы отчетности под конкретное учреждение).
Обоснование социальной значимости
Автоматизация процесса работы психологов образовательных учреждений даст возможность формировать из программы с помощью искусственного интеллекта нестандартную схему анализа поведенческих реакций различных групп детей и подростков, общий психологический портрет современного ребенка через схему его взаимоотношений с обществом, сверстниками, педагогами, улучшить работу с инклюзивными детьми, диагностику профориентации. Подобная схема будет готовым источником для педагогов и руководящих работников при принятии решений с целью корректировки мероприятий по воспитанию достойных членов нашего общества.
Цели
- Цель проекта заключается в автоматизации процесса работы психологов школьных и дошкольных учреждений, а также в подготовке интеллектуальной системой исчерпывающей, первично обработанной соответствующими методами, информацией позволяющей педагогическому составу коллектива принимать правильные решения правильные решения в вопросах воспитания детей с минимальными затратами времени. Данная информация будет представляться под таким углом зрения, который позволит свести к минимуму споры между педагогами в диагностике возникающих проблем и направления принятия решения. Кроме того, подобная схема должна создать необходимые предпосылки педагогическому составу для совершенствования общей системы образования в школах и воспитания детей в дошкольных учреждениях.
- Второй целью проекта является появление доказательной базы (на примере интеллектуальной отчетности данного проекта) возможности автоматизации (со степенью до 90%) любых видов отчетности и формирования образовательных программ педагогического состава школы. Доказательная база будет формироваться за счет применения с данным проектом системы универсальной базы данных цифровых показателей "Карат". Первые схемы внедрения БД "Карат" были произведены в г. Мегионе в 2008-2009 годах на базу МУП "ТВК" и МУП "ЖКУ" и дали очень хороший результат. базе некоторых школ г.г. Мегиона и Нижневартовска предлагалось внедрить данную систему для автоматизации любых видов отчетности (в частности, на базе АПК "Карат" были выполнены презентационные материалы по автоматизации публичного отчета по открытым источникам, http://stalkerltd.ru/product/karat/)
Задачи
- Согласование и актуализация постановки задачи со специалистами образовательных учреждений
- Разработка и тестирование программного комплекса
- Ввод в программный комплекс механизма интеллектуальной системы анализа. Проверка данных обработки на тестовых примерах