«Прошлое , настоящее , будущее… ремесла в жизни людей»

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.08.2021 - 30.11.2022
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Первый конкурс 2021)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
4 088 507 руб.
Размер гранта
1 900 842 руб.
Cофинансирование
2 187 665 руб.

Целевые аудитории

  1. дети дошкольного возраста, нуждающиеся в развитии моторики и объёмного мышления
  2. несовершеннолетние с 14 до 18 лет проживающие на территории сельских поселений, нуждающиеся в развитии коммуникационных навыков
  3. молодые семьи состоящие в браке до трех лет, испытывающие трудности в формировании семейных традиций и устоев.
  4. Старшее поколение, испытывающие недостаток общения и необходимость в передаче собственного жизненного опыта и традиций предков

Описание проекта

Проект «Прошлое , настоящее , будущее… ремесла в жизни людей» направлен на развитие творческих способностей у людей, таких как, фантазия, воображение, осмысление процесса создания чего либо, продумывание технического процесса, способность принимать творческие решения, понимать и создавать принципиально новые идеи.
Цель, задача нашего проекта подтолкнуть и познакомить со способами применения экологических природных материалов и показать каждому желающему, что творить и создавать может любой.
Ремесло- это совокупность творчества, фантазии, опыта и наших традиций. Творческие представления, возвращение к истокам, традиционным ремеслам, позволяет сохранить наш культурный код и духовно-нравственные ценности. При вовлечении людей в непрерывное совершенствование своих творческих способностей, креативность любой нации возрастает.
В процессе работы многие раскрывают свою личность, находят себя, дело жизни, формируют новые навыки, оттачивают техники ремесла, изучают культуру и искусство различных наций, развивают способности генерировать оригинальные идеи, находить нестандартные решения задач.
Традиционные жизненные сказки народов Севера, театральные представления, составляют познавательные, мотивационные и коммуникативные компоненты проекта, складывают отношение человека к миру.
Реализация данного проекта позволит через занятия в передвижной керамической мастерской и театрализацию сказок народов севера, направленных на обобщение и трансляцию опыта старшего поколения, сохранение и воссоздание национальных обрядов, обычаев, традиций, фольклора, быта коренных малочисленных народов Севера познать и создать семейные традиции каждому, показать этнокультурное многообразие народов, населяющих территорию Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Унести с собой тепло общения и желание творить!

Обоснование социальной значимости

Главные жизненные ценности в современном социальном обществе претерпевают значительные изменения. Нравственный кризис меняет мировоззрение молодежи. Духовность и нравственность уходят на второстепенный план, забываются традиции. И как результат идет деформация семьи, рушатся родовые связи, брачные узы, детско-родительские отношения. Само слово «традиция» (в переводе с латинского tratitio – «передача») означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы, нравы, законы, порядки, традиционные виды ремесла. На смену традиционному патриархальному строю приходят новые формации: семья родителя-одиночки, сожительство мужчины и женщины. Члены такой семьи не смогут сформировать у младшего поколения правильное представление не только об общечеловеческих ценностях, включающих в себя то, что дорого каждому: человек, родина, мир, дружба, труд, образование, культура. Но и сформулировать понятие «семейные ценности». Большинство семей определило для себя одни и те же нравственные устои: любовь, верность, доверие, преемственность поколений. Институт семьи утрачивает свою значимость, и проблема его сохранения должна решаться как на государственном уровне так и через искусство культуру и приобщение к традиционным ремеслам и промыслам. У жителей ХМАО-Югры из числа коренных и малочисленных народов Севера (ханты, манси) институт семьи не утратил своей значимости и им есть, что передать новому поколению. Традиционными видами ремесла, такими как плетение циновок, изготовление домашней утвари из бересты, керамики, создание семейных оберегов, предметов народных промыслов из кости и рога оленя. О пользе работы с исходной составляющей керамики – глиной написано много. Считается, что глина была одним из первых материалов, освоенных человеком. Благодаря способности легко принимать и удерживать заданную форму она использовалась в быту и культуре разных народов, отражая традиции своего времени. О том, что гончарство — один из древнейших промыслов в истории человечества, зародившихся еще в эпоху неолита, расскажет экспозиция любого археологического музея. Осколки глиняных кувшинов—самые частые находки во время раскопок. Глиняной посудой пользовались еще в древние времена. Со временем глину потеснили другие материалы, но она стала востребована в педагогике, и психологии.
Мастер классы из природных материалов могут решить разные проблемы детей: способствовать индивидуальному развитию продуктивной деятельности, мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, речи и творческого воображения, могут успешно использоваться для формирования образа себя, развития общетрудовых умений и навыков, позволяют овладеть определенными практическими умениями, развить самостоятельность.
Творческая активность дарит пожилым людям самое важное - жизненные силы и желание жить.
Общественная значимость проекта выражена в формировании активного, здорового образа жизни, профилактике негативных проявлений в молодежной среде и межнациональных взаимодействий. Создание образовательного, творческого и терапевтического пространства для жителей Югры через организацию практических занятий по работе с природными материалами (глина, береста, камыш, рогоз, рог оленя) и театрализации сказок народов Севера в условиях передвижной творческой мастерской.

Цели

  1. Цель проекта: обучить основам традиционного ремесла 232 человека (4 группы: дети дошкольного возраста, подростки 14-18 лет, молодые семьи, представители старшего поколения.) из 8 сельских поселений в 4 муниципальных образованиях ХМАО-Югры.

Задачи

  1. август -сентябрь 2021г. - Подбор, заказ, доставка необходимых материалов и оборудования.
  2. август-сентябрь 2021г.- Заготовка природных материалов (глина, рогоз, камыш, тростник, шишка, ивовый прут(тальник)
  3. октябрь 2021г.- закуп лосиного и оленьего рога. Пошив национальных костюмов ханты и манси.
  4. ноябрь 2021г. - Сбор и подготовка списков участников. Заключение соглашений с сельскими поселениями на организацию и проведение серии мастер классов с театрализованными представлениями. Уточнение нюансов.
  5. декабрь 2021г.- составление дорожных карт по каждому мероприятию и подготовка заготовок для мастер-классов.
  6. январь 2022г.- театральная постановка сказки (мастер-классы по изготовлению изделий из природных материалов) с. Кышик Ханты-Мансийский район
  7. февраль 2022г.- Проведение театральная постановки сказки (мастер класс по изготовлению изделия из природных материалов) с. Батово Ханты-Мансийский район
  8. март 2022г. - Проведение театральная постановки сказки (мастер класс по изготовлению изделия из природных материалов) с.Ягурьях Ханты-Мансийский район
  9. апрель 2022г.- театральная постановка сказки (мастер класс по изготовлению изделия из природных материалов) п. Горноправдинск Ханты-Мансийский район
  10. май 2022г. - Заготовка бересты.
  11. июнь 2022г.- театральная постановка сказки (мастер класс по изготовлению изделия из природных материалов) п.г.т. Барсово Сургутский район
  12. июль 2022г.- театральная постановка сказки (мастер класс по изготовлению изделия из природных материалов) с Реполово Ханты-Мансийский район
  13. август 2022-театральная постановка сказки (мастер класс по изготовлению изделия из глины) п. Талинка Октябрьский район
  14. сентябрь 2022г.-театральная постановка сказки (мастер класс по изготовлению изделия из глины) п.г. т. Пойковский Нефтеюганский район
  15. октябрь-ноябрь 2022г.-Отчет о проделанной работе. Сохранение и передача полученной информации клубные образования сельских поселений.