Пусть сказка былью станет!
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды и их семьи, проживающие на территории Сургутского района
Описание проекта
Главная проблема «особых» детей заключается в нарушении связи с миром, бедности контактов. Цель - помочь таким детям овладеть определёнными навыками, на доступном им уровне, социализировать их, решить (хотя бы частично) проблемы поведения, максимально адаптировать их к повседневной жизни и нахождению в социуме. В данном случае речь идет о театральной имидж-терапии. Родоначальником этой терапии является удивительный человек, петербургский Сказочник и Волшебник — Андрей Владимирович Гнездилов. "Все началось с самодеятельного психотерапевтического театра, который назывался "Комтемук" — Компанейский театр музыкальных картинок. В театре был создан большой гардероб старинных костюмов (гардероб постоянно пополняется). Спектакли возникали спонтанно: переодевшись, люди жили жизнью нового образа. Облачившись в костюм, каждый подходил к большому сказочному зеркалу и создавал ту картину, какую навевала ему звучащая в данный момент музыка… Коснувшись красоты сказочного мира, ликовал ребенок. Расставаясь со сказкой, взрослый благодарил за помощь и поддержку, заявляя, что понял все так, как надо…" (А.В.Гнездилов "Путь на Голгофу").Для особых детей, как и для многих людей, глубокие позитивные личностные изменения начинаются с изменения внешности. Ведь часто для нового самоощущения не годится старый костюм — процесс трансформации целостен и затрагивает каждую клеточку человека, каждую струну его Души и, конечно же, внешность. В сказочном образе человек может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни. Сам контекст сюжетно-ролевых игр предполагает метаморфозу. Дети склонны идентифицировать себя с различными героями сказок, мультфильмов, историй. В сказочной среде они могут выбрать для перевоплощения любой персонаж. Можно предложить им ряд аксессуаров,костюмов (накидки, шляпы, перья, корзинки, веера и пр.) для того, чтобы они, переодеваясь, перед зеркалом "собрали" свой образ.
В последние два года обозначилась проблема нехватки собственных сценических декораций и костюмов у организации-партнера для работы с детьми с ограниченными возможностями. Эти костюмы так же необходимы при подготовки видеоматериалов для дистанционного обслуживания, для проведения очных коррекционных занятий, ведь информация, подаваемая со сценическими эффектами, лучше, интереснее и более запоминаема.
Прекрасно, если у детей появится Волшебный Сундук с костюмами и декорациями! Находясь в Сказочной стране, они могут вынимать из него различные предметы, примерять их перед зеркалом, создавая свой образ. Когда ребенок подберет себе костюм, можно пригласить его к большому "Сказочному Зеркалу", где он продемонстрирует, как ходит его персонаж, что он любит, что не любит, какое у него любимое занятие, с кем он дружит и пр. Задача ведущего — собрать как можно больше проективной информации о персонаже, в которого перевоплотился ребёнок. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.
Обоснование социальной значимости
По данным БУ «Сургутский районный комплексный центр социального обслуживания населения» ежегодно социальные услуги получают около 220 несовершеннолетних с различным уровнем психофизического развития,с ментальной инвалидностью и/или психофизическими нарушениями, в том числе с генетическими нарушениями,расстройствами аутистического спектра,нарушением опорно-двигательного аппарата,зрения и т.д.Детей со сложными сочетанными нарушениями (двигательные, сенсорные),не позволяющими им посещать реабилитационные отделения, воспитывают 14 семей.В настоящее время проект актуален как никогда. Семьи, воспитывающие детей с особенностями,сталкиваются с ограниченностью социальных контактов, недостатком общения,нарушении связи с миром, бедности контактов с «нормотипичными» сверстниками и взрослыми.В последние года, вследствие противоэпидемиологических мероприятий,проблема ограниченности социальных контактов приобрела более острый характер.
Указом Президента 2023 год объявлен годом педагога и наставника. Творческая самореализация,театральная деятельность,имидж терапия–актуальные и важные направления воспитательной реабилитационно-коррекционной работы.
Проект театральной имидж-терапии способствует решению ряда социальных задач: поможет детям овладеть определёнными навыками, на доступном им уровне, социализировать детей, решить (хотя бы частично) их проблемы поведения, максимально адаптировать их к повседневной жизни, к нахождению в социуме. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств,развитию способности к сопереживанию.Изменение образа, переодевание, во многом может помочь и специалисту и родителям.Меняя образ, мы меняем характер, стиль поведения и общения. Через сказочное преображение взрослый может "отнормировать" расшалившегося, перевозбужденого ребёнка.
Проект поможет решить проблему нехватки у учреждения-партнера собственных сценических декораций, костюмов. Приобретенные атрибуты могут быть использованы для организации социокультурной реабилитации детей,и кроме того пригодятся при подготовке видеоматериалов для дистанционного обслуживания.Охват аудитории в таких условиях позволяет увеличить количество получателей социальных услуг в Сургутском районе до 300 человек в течение календарного года.
Данный проект может способствовать соблюдению мер по сохранению здоровья для детей со сниженным иммунитетом и хроническими заболеваниями, повысить качество их жизни, позволяя получать качественные услуги на дому или дистанционно.
Цели
- Цель - творческая самореализация и повышение качества жизни детей с ОВЗ и их семей посредством театральной имидж-терапии.
Задачи
- формирование заинтересованности у детей участием в эмоциональных и имитационных этюдах, моделирующих различные ситуации;
- формирование у целевой аудитории личностных навыков: развития речи, координации движений, памяти, внимания;
- развитие коммуникативных и социальных навыков: умение работать в команде, слушать партнёра, отвечать за результат коллективной работы;
- улучшение взаимоотношений родителей и детей на основе совместной творческой деятельности;
- приобретение нового опыта «Я могу!», побуждающего к дальнейшему развитию, поиску новых способов творческого самовыражения;
- приобретение сценических декораций и костюмов для качественной реализации мероприятий проекта;