Путь художника. К 90-летию со дня рождения Г.С. Райшева

Реализуется
Сроки реализации 01.09.2024 - 31.01.2026
Источник финансирования Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2024)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
13 490 846 руб.
Размер гранта
8 809 348 руб.
Cофинансирование
4 681 498 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. дети среднего и старшего школьного возраста
  2. учащаяся молодёжь

Описание проекта

Проект «Путь художника. К 90-летию со дня рождения Г.С. Райшева» направлен на патриотическое воспитание детей и молодёжи через создание и трансляцию медиа-контента об истории жизненного и творческого пути югорского художника.
Проектом предусмотрено:
1. Проведение очных искусствоведческих лекториев о жизни и творчестве, художественных стилях и техниках Г.С. Райшева (живопись, графика, линогравюра, скульптура, сценография), интерактивных творческих мастер-классов для фокус-групп югорских школьников и студентов на базе учреждений культуры и образования Югры (Государственный художественный музей, Центр искусств для одаренных детей Севера, Югорский государственный университет, Детская школа искусств им. Г.С. Райшева, Сургусткий художественный музей).
2. Создание детского просветительского медиа-контента:
- адаптированного под детскую и молодежную аудиторию на основе очной апробации видеолектория о творческом поиске Г.С. Райшева;
- мотивационного ролика с участием учащихся Центра искусств для одаренных детей Севера о пути к достижению детской мечты на примере истории преодоления трудностей Г.С. Райшевым;
- цикла видеороликов о Г.С. Райшеве на основе интервью экспертов (Е.Д. Айпин, А.В. Конев, Г.В. Голынец, Н.М. Паэгле, Н.Н. Федорова), видео-обзоров знаковых работ и мест их хранения в Югре (Государственный художественный музей, Торум Маа, Сургутский художественный музей) и за её пределами (Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник, Музейный комплекс им. И.Я. Словцова (Тюмень), Карпинский краеведческий музей (Свердловская область), Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Государственный художественный музей Алтайского края (Барнаул), Музей-заповедник «Абрамцево» (Московская область)), сюжетов о малой родине художника – исчезнувшей деревне Сивохребт Ханты-Мансийского района, Детской школе искусств имени Г.С. Райшева в п. Салым Нефтеюганского района.
3. Создание короткометражного художественного фильма о непростом детстве и зарождении любви к творчеству у будущего художника Геннадия Райшева (локации в г. Лангепасе, с. Зенково, на месте исчезнувшей деревни Сивохребт на р. Салым в Ханты-Мансийском районе).
4. Проведение открытых презентаций проекта и его результатов в учреждениях культуры на региональных мероприятиях, посвященных творчеству Г.С. Райшева. Продвижение медиа-контента в социальных сетях, СМИ, показ в кинотеатрах, трансляция на телевидении, размещение на культурно-образовательных площадках Югры и России – для популяризации творчества и позиционирования истории Г.С. Райшева как примера для детей и молодёжи не только на региональном, но и национальном уровне: презентации медиа-контента проекта на базе Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске и на киноплощадках Москвы и Санкт-Петербурга.

Обоснование социальной значимости

Г. С. Райшев – заслуженный деятель культуры ХМАО, заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, почётный академик Академии искусств и художественных ремёсел им. Демидовых, почётный гражданин города Карпинска и ХМАО-Югры. Удостоен премии «Звезда утренней зари» депутатской Ассамблеи народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, награждён Золотой медалью и орденом «За служение искусству», медалью «Шувалов» Российской академии художеств, Золотой медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» Союза художников России. Для него построена Галерея-мастерская в Ханты-Мансийске, а имя присвоено Детской школе искусств в Салыме.
Его жизненный и творческий путь – реальный пример стойкости, трудолюбия, стремления к мечте для подрастающего поколения. Однако, дети и молодёжь плохо знакомы с творчеством художника. Еще меньше знают, какие трудности он преодолел на пути к признанию и славе. Родился и вырос в глухой сибирской деревушке. Ему было 3 года, когда расстреляли отца, и он на долгие годы стал для общества сыном врага народа. Первые школьные годы выпали на военное время: тяжёлый труд, голод, нужда, боль утрат. Учёба в интернате, сложности с выбором профессии и поступлением… А вместе с тем, любовь к малой родине, природе, традициям предков, поддержка неравнодушных людей и стремление к мечте детства.
Создание современного медиа-контента о жизни и творчестве Г.С. Райшева поможет донести до подрастающего поколения традиционные смыслы: «Не место красит человека, а человек место», «Где родился, там и пригодился», «Через тернии к звездам» и современные принципы, обозначенные С.В. Кириенко: «Масштаб цели имеет огромное значение. Размер первого шага значения не имеет», «Научись радоваться трудностям», «Идеи и воля людей меняют мир».
Наш проект способствует достижению национальной цели развития Российской Федерации – реализации потенциала каждого человека, развитию его талантов, воспитанию патриотичной и социально ответственной личности (Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309). Направлен на сохранение и укрепление традиционных ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению (Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809); поддержание и укрепление общероссийской гражданской идентичности на основе присущей российскому обществу системы ценностей, любви к Родине, сопричастности к истории России и уважения к предкам; сохранению традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей (Указ Президента РФ от 08.05.2024 № 314).

Цели

  1. Создание патриотического медиа-продукта (просветительского, художественного и документального видеоматериала) для детей и молодёжи, направленного на формирование эмоционально-ценностного отношения к малой родине, чувства сопричастности к истории страны и традициям предков, мотивации к развитию творческой самореализации и креативной деятельности.

Задачи

  1. Организация просветительских мероприятий
  2. Создание художественного фильма о детстве Г.С. Райшева
  3. Создание цикла видеороликов о творчестве Г.С. Райшева
  4. Продвижение медиа-контента проекта

`