«Ресурсный ABA –класс для детей с расстройствами аутистического спектра»
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Дети младшего школьного возраста (7-12 лет), обучающиеся в МБОУСОШ №4 г. Советский – 5 человек
- Педагоги и специалисты МБОУСОШ №4 г. Советский- 3 человека
- Родители обучающихся МБОУСОШ №4 г. Советский с расстройством аутистического спектра.- 7 человек
- Педагоги и специалисты Советского района ХМАО-Югры- 30 человек
Описание проекта
Проект "Ресурсный АВА-класс для детей с расстройствами аутистического спектра" является логическим развитием и продолжением проекта «Первый раз в ресурсный класс» по внедрению модели «ресурсный класс» на базе МБОУСОШ №4 г. Советский для обучающихся младших классов с расстройствами аутистического спектра и направлен на реализацию инклюзивной модели обучения детей с расстройством аутистического спектра.
Ресурсный класс начал свою работу для 5 детей на базе МБОУСОШ №4 г. Советский по инициативе родителей и Управления образования Советского района и в партнёрстве с «Реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями».
В рамках проекта первым этапом планируется повышение компетентности педагогов в области «АВА-терапии» в результате чего будет решена проблема педагогических кадров, владеющих эффективными методами обучения таких детей и имеющими опыт практической работы, реализующих образовательные программы для детей с РАС в Советском районе.
На втором этапе реализации проекта будет создана учебная среда для внедрения «АВА-терапии» и разработана программа работы по «АВА-терапии для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми с расстройством аутистического спектра и в том числе расширение материально-технической базы.
Третьим этапом реализации проекта станет проведение «Фестиваля инклюзивных практик», как формата тиражирования положительного опыта с детьми с ОВЗ и внедрения «АВА-терапии» в образовательный процесс обучающихся с расстройством аутистического спектра. Фестиваль будет включать в себя проведение мастер-класса, лекториев для педагогов и родителей, практического тренинга по АВА-терапии, открытых уроков и.т.д.
Обоснование социальной значимости
На территории Ханты –Мансийского автономного округа- Югры существует Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (утвержденная Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 мая 2017 года № 261-рп). https://docs.cntd.ru/document/446452694
В соответствии с Концепцией по информации, предоставленной отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по автономному округу, по состоянию на 31 декабря 2016 года численность инвалидов, проживающих в автономном округе, составляет 58 362 человек или 3,5 % от всего населения, из них: детей-инвалидов – 5 564 человек; инвалидов I группы – 7 082 человек; инвалидов II группы – 22 612 человек; инвалидов III группы – 23 104 человек. По данным Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по состоянию на 31 декабря 2016 года на диспансерном учете в медицинских организациях с заболеванием «ранний детский аутизм» состоит 176 несовершеннолетних, с заболеванием «синдром Аспергера» – 5 несовершеннолетних, с заболеванием «атипичный аутизм» состоит 107 молодых людей, имеющих установленную группу инвалидности.
Анализ состояния детского населения с инвалидностью, с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Советском районе (по данным Управления образования администрации Советского района по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре) на 1 сентября 2022 года составляет 795 человек или 8,8 % от общей численности детей, проживающих в районе (9 038 человек) из них детей с расстройствами аутистического спектра 16 человек.
Одной из актуальных проблем детей с РАС является отсутствие у детей младшего школьного возраста сформированных социально-бытовых, социально-средовых, социально-культурный навыков, необходимых для успешной социализации и интеграции в общество. Так же у детей с РАС отмечается ряд особенностей развития, требующих специальных условий и методов коррекции поведения.
Второй актуальной проблемой, на решение которой направлен проект, является отсутствие в районе и городе поведенческих специалистов АВА-терапии (Прикладной Анализ Поведения).
Третьей проблемой является некомпетентность родителей в специализированном подходе к собственному ребенку. Родитель не владеет знаниями и методами коррекции нежелательного поведения и его мотивации в повседневной жизни.
Цели
- Создание условий для внедрения в МБОУСОШ № 4 г. Советский АВА-терапии для детей с РАС.
Задачи
- 1. Повысить профессиональную компетентность специалистов и педагогов МБОУСОШ № 4 г. Советский, реализующих модель «Ресурсный класс».
- 2. Внедрить АВА-терапию в образовательную деятельность с детьми с РАС
- 3. Распространить опыт работы по внедрению АВА-терапии с детьми с РАС.