Каникулярная программа "Рубикон"
Проект реализует:
География проекта
Целевые аудитории
Описание проекта
Рубикон – уникальная социальная программа, которая реализуется на безвозмездной основе в каникулярное время, охватывая зимние, весенние и летние каникулы детей с 2023 года.
В программе принимают участие дети трех категорий: первый набор детей в группу программы осуществлялся из семей, обратившихся за помощью в кризисный центр в ситуации бытового насилия. В дальнейшем в группу программы зачислялись дети из семей, находящихся в социально опасном положении. Последующая группа детей, у которых сложности социальной адаптации, выявлена через социальные сети.
Работа с детьми происходит поступательно в течение пяти тематических смен:
1. Спортивная (проведение спортивных мероприятий для знакомства и установления контакта между участниками).
2. Профориентационная (знакомство детей с профессиями из категории «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», ведение видеодневника, создание видеороликов о профессии и участие во Всероссийском конкурсе «Распаковка профессий», для младшей группы – проведение диагностики в технике коллажирования, обсуждение с кураторами необходимых навыков и умений для освоения выбранной профессии).
3. «Я себя знаю» (проведение психологического группового тренинга с целью изучения собственных сильных сторон, налаживания взаимоотношений со сверстниками в группе).
4. «Я – волонтер» (изучение целей волонтерской работы, проведение мероприятий волонтерского направления для вовлечения детей в волонтерскую деятельность).
5. «Мы вместе» (работа с опытными грантрайтерами, освоение навыков работы в команде, привлечения партнеров, поиск ресурсов, разработка социальных проектов, для младшей группы – создание неповторимого мерча (изготовление значков и термокружек).
Во время каждой смены специалисты проводят ряд диагностик: самооценки, уровня тревожности, уровня притязаний, оценки своих возможностей, саморегуляции, агрессивности, исследования личностных акцентуаций.
Между первой и второй сменой детям, которым особенно сложно адаптироваться или у кого выявлены с помощью диагностик отклонения от среднего значения, предлагается индивидуальная работа и семейное сопровождение, психолог работает с ребенком, используя технику арт-терапии.
В течение всех смен дети не менее 2-х раз в неделю посещают мастер-классы по художественному ремеслу, которые проводят партнеры центра «Фавор», кинотеатр, музеи города. Также они могут принять участие в мастер-классах, организуемых педагогами центра «Фавор» (изготовление творческих поделок, рисование), поиграть в настольные игры, на свежем воздухе, посетить киноклуб (просмотр фильмов с последующим обсуждением согласно тематике смены).
Практически 90 % детей целевой группы растут в неполной семье, поэтому с ними обязательно работает пара педагогов (мужчина и женщина), чтобы у детей была возможность получать поддержку и от педагога мужчины, транслирующего «отцовскую позицию».
Также важным составляющим программы является организация мероприятий не только для детей, но и включенность в программу родителей. Изъявившие желание родители могут посетить группы «Академия родителей», которую ведет психолог проекта, с целью повышения своих родительских компетенций.
Таким образом, организованные смены создают ситуации успеха для детей, жизнь в сплоченной команде, где все нацелены на общее дело добра, не позволяют ребенку выбрать деструктивную форму досуга
Обоснование социальной значимости
Программа направлена на школьников (от 9 до 16 лет), проводящих каникулы в городе Ханты-Мансийске, чей каникулярный досуг не организован и чьи семьи находятся в трудной жизненной ситуации (малоимущие, обращались за помощью в наш Кризисный центр).
Актуальность программы обусловлена тем, что несмотря на то, что каникулярное время для детей в нашем городе организовано на базе образовательных организаций и коммерческих организаций, бесплатные программы не охватывают все каникулярное время, досуг детей не организован в летние месяцы июля и августа, а платные программы каникулярного времени не подъемно дороги для семей в трудной жизненной ситуации (кризисный период, малоимущие), т.к. стоимость посещения за 1 ребенка варьируется от 4000-6000 рублей за 2 недели. Родители детей из малообеспеченных семей, в том числе те, которые находятся у нас на пост-сопровождении, не могут себе позволить организовать досуг детей в коммерческой организации платно, сводить детей в театр или музей, вывезти на экскурсию и организовать в каникулярное время свое присутствие, в связи с тем ,что родители заняты на работе (по данным проведенного опроса в группе Центра Вконтакте https://vk.com/favorugra?w=wall-210607895_212, в котором приняли участие 38 человек).
Дети и подростки целевой группы зачастую растут в дисфункциональных семьях, не имея поддержки в семье. Зачастую дети, имеющие пьющих родителей, к сожалению, идентифицируют себя с ними, так как они для них значимые взрослые. Помочь ребенку, имеющему сложности в социализации, традиционными методами воспитания бывает сложно. Для данной категории детей, более чем для других, необходимо создавать ситуации успеха, помогать решать проблемные вопросы, учить взаимодействовать с окружающими сверстниками и взрослыми.
Убеждение, личный пример, моральная поддержка и укрепления веры подростка в свои силы и возможности, вовлечение в интересную деятельность и др. все эти приемы, безусловно, способствуют социально-одобряемым формам поведения.
Основными проблемами, на решение которых направлен проект являются:
1) Низкий материальный достаток семей, кризисная ситуация в семье (абьюз, насилие, малообеспеченность вкупе с многодетностью) не позволяет организовать для детей активный качественный досуг в каникулярное время;
2) Отсутствие у детей желания самостоятельно организовывать свободное время на каникулах активно, в виду того, что выбирается доступный вид досуга- проведения времени в сети Интернет;
3) Бесплатные программы(лагеря) не охватывают все каникулярное время, досуг детей не организован в летние месяцы июля и августа, а платные программы каникулярного времени не подъемно дороги для семей в трудной жизненной ситуации. 4) Отсутствие в окружении у детей младшего школьного и подросткового возраста целевой группы авторитетного взрослого с правильными ценностями.
Цели
Социальная адаптация, укрепление физического и психологического здоровья детей, испытывающих сложности в социализации, чьи семьи являются малообеспеченными или находятся в трудной жизненной ситуации, привлечение их к волонтерской деятельности, популяризация среди этих детей здорового образа жизни.
Задачи
- Создать условия для реализации программы.
- Сформировать группы участников программы.
- Провести входную и выходную диагностику психологического состояния детей.
- Организовать и провести в рамках программы досуговые и коррекционные мероприятия.
- Вовлечь в процесс социализации детей их родителей.