Русская краса
Проект не получил поддержку
Сроки реализации
01.08.2023 - 01.08.2024
Источник финансирования
Президентский фонд культурных инициатив (Второй конкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 025 934 руб.
Размер гранта
499 864 руб.
Cофинансирование
526 070 руб.
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Школьники г. Нягань
Описание проекта
Традиционный костюм – важная часть традиционной культуры. Русская народная одежда отличается высокой художественностью и разнообразием. Мастерство, с которым женщины пряли, ткали, вышивали, сохраняя вековые традиции, удивляют всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с народным костюмом. Знание истоков его художественной природы дает нам возможность приобщиться к традиционной русской культуре, позволяет воспитывать в подрастающем поколении определенное восприятие мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства.
В каждом регионе, в каждой деревне были свои традиционные костюмы, отличающиеся и по стилю, и по цветам, и по материалу изготовления. У каждой женщины того времени было несколько костюмов на все случаи жизни: повседневный, свадебный, праздничный, для уборки урожая, для печали.
Большинство русских народных одежд- это ручная работа (ткачество, вышивка, плетение). Материал: шерсть, лён, конопля — то, что производилось в собственном хозяйстве. Но иногда применялись и покупные ткани (шёлк, парча, атлас) привезенные из Индии и Китая.
Традиционный комплекс женского русского костюма состоял из рубахи, сарафана, короткой плечевой одежды и сложного головного убора (кокошника, кички и пр.), который в разных местностях имел свою специфическую форму. В холодное время надевали шубы, телогреики, кафтаны. Праздничный и будничный вариант отличался не фасоном, а подбором ткани. Для праздничного варианта использовали узорный шелк, парчу, бархат, тонкое сукно. В будни – ситец, китайку, пестрядь и другие виды льняной и хлопчатобумажной ткани. Шубы шились мехом внутрь, а сверху покрывались тканью. Из мехов чаще всего использовали зайца, белку, лису. Так одевались почти все горожане рубежа XVIII- XIX столетий.
На купеческих портретах 1820-1830 гг. и фотографиях 1850 – 1860 гг. запечатлены разные варианты ношения головного платка.
Традиционный русский мужской комплекс состоял из рубахи с прямым или косым воротом, пояса или кушака, портов или штанов, сапог, валяной шапки. Выходя на улицу, поверх рубахи надевали кафтан, в холодное время – шубу, тулуп, армяк, на голову – меховую шапку-треух.
Модернизация традиционного костюма началась с кафтана. Горожане стали приспосабливать короткий узкий европейский сюртук к удобному покрою русской одежды. Купеческий сюртук получился не по моде длинным, часто его подбивали ватой. Таким образом, к середине XIX в. основной комплект мужского купеческо-мещанского костюма состоял из длиннополого сюртука или сибирки, рубахи-косоворотки, жилета, штанов, заправленных в сапоги, и картуза на голове.
В каждом регионе, в каждой деревне были свои традиционные костюмы, отличающиеся и по стилю, и по цветам, и по материалу изготовления. У каждой женщины того времени было несколько костюмов на все случаи жизни: повседневный, свадебный, праздничный, для уборки урожая, для печали.
Большинство русских народных одежд- это ручная работа (ткачество, вышивка, плетение). Материал: шерсть, лён, конопля — то, что производилось в собственном хозяйстве. Но иногда применялись и покупные ткани (шёлк, парча, атлас) привезенные из Индии и Китая.
Традиционный комплекс женского русского костюма состоял из рубахи, сарафана, короткой плечевой одежды и сложного головного убора (кокошника, кички и пр.), который в разных местностях имел свою специфическую форму. В холодное время надевали шубы, телогреики, кафтаны. Праздничный и будничный вариант отличался не фасоном, а подбором ткани. Для праздничного варианта использовали узорный шелк, парчу, бархат, тонкое сукно. В будни – ситец, китайку, пестрядь и другие виды льняной и хлопчатобумажной ткани. Шубы шились мехом внутрь, а сверху покрывались тканью. Из мехов чаще всего использовали зайца, белку, лису. Так одевались почти все горожане рубежа XVIII- XIX столетий.
На купеческих портретах 1820-1830 гг. и фотографиях 1850 – 1860 гг. запечатлены разные варианты ношения головного платка.
Традиционный русский мужской комплекс состоял из рубахи с прямым или косым воротом, пояса или кушака, портов или штанов, сапог, валяной шапки. Выходя на улицу, поверх рубахи надевали кафтан, в холодное время – шубу, тулуп, армяк, на голову – меховую шапку-треух.
Модернизация традиционного костюма началась с кафтана. Горожане стали приспосабливать короткий узкий европейский сюртук к удобному покрою русской одежды. Купеческий сюртук получился не по моде длинным, часто его подбивали ватой. Таким образом, к середине XIX в. основной комплект мужского купеческо-мещанского костюма состоял из длиннополого сюртука или сибирки, рубахи-косоворотки, жилета, штанов, заправленных в сапоги, и картуза на голове.
Обоснование социальной значимости
Мы живём в прекрасной стране — Россия. Мы хотим сохранить национальные традиции и память о русском национальном костюме.
В наше время информационное пространство заполнено рекламой и насаждением зарубежной культуры, которые не соответствуют нормам поведения россиян и формируют у молодежи посредственное и размытое понятие о нашей культуре. Патриотическое воспитание, воспитание толерантности невозможно без знания истории своего народа.
Нужно приобщить молодежь к культурным русским традициям с сохранением подлинного понятия о культуре нашего народа. Культурная традиция – это наследие прошлого, дошедшее до современности в том или ином виде, это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией.
Русский народный костюм – это памятник духовной и материальной культуры, возникший как результат рукотворной деятельности. Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.
Проблема в том, что многие не знают материальную культуру своих предков, не знают в каких национальных одеждах ходили их прабабушки и прадедушки. Причины проблемы– в школе минимальное количество занятий по изучению культуры, традиций своего народа, наглядного демонстрационного материала- образцов национальных русских костюмов.
Важно заинтересовать подрастающее поколение, чтобы у них возникло желание изучать культуру, традиции своего народа. В век технологий и инноваций, кажется, что трудно чем-то удивить подростков. В действительности можно их заинтересовать, если привлечь к активной деятельности, например к процессу изготовления элементов одежды или стать моделью на показе мод в школе.. Участники проекта смогут проследить национальные традиции в одежде, передаваемые из поколения в поколение, сохранить связь между прошлым, настоящим и будущим.
992 ребенка обучается в "Няганская школе-интернат для обучающихся с ОВЗ" , МАОУ г. Нягань "НОШ №9", Центре социальных услуг "ДУШЕВНЫЕ ЛЮДИ"(информационная справка по статистике прилагается в письме поддержки). Из проведеного нами опроса мы понимаем, что большинство видели народный костюм в кино и на концертах. Более 80% хотят узнать о происхождении русского народного костюма и имеют желание посмотреть на него в реальности. Более 90% из опрошенных хотели бы сохранить национальные традиции и память о русском национальном костюме и готовы приобщать детей к изучению культуры своего народа. Более 50% не знают культуру своих предков, что дает нам понять насколько интересна и актуальна данная тема среди детей и взрослых.
В наше время информационное пространство заполнено рекламой и насаждением зарубежной культуры, которые не соответствуют нормам поведения россиян и формируют у молодежи посредственное и размытое понятие о нашей культуре. Патриотическое воспитание, воспитание толерантности невозможно без знания истории своего народа.
Нужно приобщить молодежь к культурным русским традициям с сохранением подлинного понятия о культуре нашего народа. Культурная традиция – это наследие прошлого, дошедшее до современности в том или ином виде, это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией.
Русский народный костюм – это памятник духовной и материальной культуры, возникший как результат рукотворной деятельности. Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.
Проблема в том, что многие не знают материальную культуру своих предков, не знают в каких национальных одеждах ходили их прабабушки и прадедушки. Причины проблемы– в школе минимальное количество занятий по изучению культуры, традиций своего народа, наглядного демонстрационного материала- образцов национальных русских костюмов.
Важно заинтересовать подрастающее поколение, чтобы у них возникло желание изучать культуру, традиции своего народа. В век технологий и инноваций, кажется, что трудно чем-то удивить подростков. В действительности можно их заинтересовать, если привлечь к активной деятельности, например к процессу изготовления элементов одежды или стать моделью на показе мод в школе.. Участники проекта смогут проследить национальные традиции в одежде, передаваемые из поколения в поколение, сохранить связь между прошлым, настоящим и будущим.
992 ребенка обучается в "Няганская школе-интернат для обучающихся с ОВЗ" , МАОУ г. Нягань "НОШ №9", Центре социальных услуг "ДУШЕВНЫЕ ЛЮДИ"(информационная справка по статистике прилагается в письме поддержки). Из проведеного нами опроса мы понимаем, что большинство видели народный костюм в кино и на концертах. Более 80% хотят узнать о происхождении русского народного костюма и имеют желание посмотреть на него в реальности. Более 90% из опрошенных хотели бы сохранить национальные традиции и память о русском национальном костюме и готовы приобщать детей к изучению культуры своего народа. Более 50% не знают культуру своих предков, что дает нам понять насколько интересна и актуальна данная тема среди детей и взрослых.
Цели
- Приобщить обучающихся школ и детских садов г. Нягани к изучению культуры своего народа через лекции, визуальные демонстрации и проведение мастер классов, изготавливая элементы традиционного национального костюма.
Задачи
- Проведение мастер класса " Куклы в русских народных костюмах", " Русские народные куклы"( м/к и лекция)
- Проведение мастер класса " Кокошник" , " Аппликация- русский народный костюм"( м/к и лекция)
- Проведение демонстрации костюмов и лекции