Подробнее

География проекта

3 "А" класс БОУ "Лицей им. Г.Ф. Атякшева" город Югорск Ханты - Мансийский автономный округ

Целевые аудитории

- дети с ОВЗ и инвалидностью - люди с инвалидностью - участники специальной военной операции - ветераны Великой Отечественной войны (труженики трудового фронта, жители блокадного Ленинграда) - ветераны труда (пенсионеры)

Описание проекта

Коллектив 3 А класса создал социальный проект “С любовью к Отечеству”, который реализовался на протяжении 2 лет обучения в начальной школе. С 2022 года мы реализовывали проект. На сегодняшний день реализованы все мероприятия проекта. В проекте приняли участие 29 учеников, классный руководитель и семьи обучающихся.

Семья обеспечивает основные потребности детей и помогает им выжить в этом мире. Это место, где дети узнают об окружающем мире и учатся понимать свои чувства, произносят первые слова и делают первые шаги. Кроме обучения применению своих природных способностей дети узнают и впитывают ценности своих родителей. Система ценностей, их восприятие, интуиция и понимание мира – все родом из семьи. Поэтому работа над реализацией проекта началась по изучению традиций и истории своей семьи. 

На классных часах ребята рассказали о членах семьи, которые принимали участие в Великой Отечественной войне, войнах в Афганистане и Чечне и конечно о защитниках, принимающих участие в специальной военной операции. Доклады оформлены в Боевые листки и представлены в социальной сети школы. Герои живут среди нас, в наших семьях. Они являются примером для новых поколений – примером верности данному слову, выбранному пути, данной присяге и воинскому долгу. 

Воспитание чувства патриотизма у детей играет огромную роль в становлении личности ребенка, это процесс сложный и длительный. Есть граждане, которые занимаются на безвозмездной основе патриотической деятельностью, вовлекая подрастающее поколение. Среди наших родителей, дедушек и бабушек есть такие.  Они имеют большой авторитет и у ребят и у родителей. 

Клавдия Ивановна Рыжова – бабушка Виктории. С Лицеем им. Г. Ф. Атякшева, Клавдию Ивановну связывает многолетняя дружба: вместе с коллективом единомышленников она организует и проводит значимые патриотические мероприятия – вовлекает людей старшего поколения в совместную с лицеистами гражданскую и краеведческую работу. В проекте она отвечает за взаимодействие учащихся с коллективом общественной организацией «Югорская городская общественная организация ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда (пенсионеров)». Это работа является важным моментом в воспитании подрастающего поколения на всех ступенях обучения. Ведь именно через живую связь поколений и преемственность формируется уважение к старшему поколению. Через общие дела у ребят проявляется милосердие, желание быть нужным и сделать что-то важное для людей старшего возраста, а совместные встречи на праздниках День матери,  День Защитника Отечества, День Победы, с ветеранами дают детям "пищу" для ума и сердца, рождая в них желание глубже проникнуть в историю нашего Отечества, понять главные уроки военной истории государства.  

Семья Скорописовых Дмитрий Анатольевич и Мария Александровна (член Архивного волонтерства Югры)– родители Ольги. Проводят информационные встречи по поисковому делу в классе. Ребята и взрослые с удовольствием слушают их рассказы и проникаются идеями увековечения памяти. Отвечают в проекте за реализацию направления “Мечта ветерана” и участие детей в конкурсах.

Антонова Наталья Александровна - мама Полины. Доброволец благотворительного фонда “Материнское сердце”. Формирует в участниках проекта толерантное отношение к людям инвалидам. Отвечает в проекте за организацию мероприятий, акций.

Благодаря крепким семейным традициям, неравнодушным членам семей учащихся класса у нас получается организовать много мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание, а также принять участие в конкурсах различных уровней.

Традиционными мероприятиями проекта стало участие во всероссийском проекте «Мечта ветерана». В течение двух лет ребята осуществили мечту 5 ветеранов Великой Отечественной войны. Для того, чтобы прийти к ветерану ребята и родители проделывают  большую работу. Необходимо собрать биографические данные о ветеране, узнать его мечту, найти спонсора, приобрести товар . Классному руководителю и детям нужно подготовить сценарий театрализованного представления. С радостью дети спешат порадовать своих подшефных своими талантами. За 2 года реализации проекта подарили: стиральную машину - 2 шт, газовую плиту с духовкой - 2 шт, холодильник, микроволновую печь, тонометр с функцией голосового помощника, мобильный телефон, ванночку для ног с подогревом, плед. Сумма привлеченных средств - 188046 рублей. Организовали театрализованное поздравление с праздниками День пожилого человека, Новый год, Рождество, День Победы.

Направление проекта - оказание посильной помощи бойцам СВО. К каждому государственному празднику ученики изготавливают поздравительные открытки и пишем теплые письма. С помощью родителей провели акции: “Витамины для СВОих”, где Чебурашка собрал апельсины для солдат, “Шоколадка Защитнику”, “Открытка победу герою”. Ежемесячно собираем посылки для солдат. принимаем участие в работе волонтерских отрядах (плетение сетей, изготовление окопных свечей), в благотворительных концертах, ярмарках и мастер-классах.

 Для формирования толерантного отношения к инвалидам в проекте предусмотрен блок работы с разными категориями и с детьми - инвалидами и со страшим поколением. Родители учеников организуют мастер - классы. Проведены: для детей - инвалидов  кулинарный мастер-класс, а для взрослых мастер - класс по верховой набойке. Для всех категорий мы организовали показ оперы “Сказка про глупого мышонка”. У участников проекта развиваются навыки общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья и все понимают, что мы одно общество, граждане одной большой страны.

Проявить свои творческие таланты удается каждому участнику проекта, так как участие в конкурсах это также одно из его направлений. Все ученики участвуют в конкурсах школьного уровня, например, конкурсе чтецов. Ежегодно успешно выступают на школьном строя и песни, посвященном Дню Защитника. Маленькие бравые солдаты на отлично демонстрируют строевую подготовку, показывая хорошую работу в команде. Командир отряда Анастасия Зуйкова каждый год становится лучшей! Совместно с родителями ученики принимают активное участие в школьном марафоне военно-патриотической песни, который объединил поколения. Это настоящий триумф музыки и любви к Отчизне. Он напоминает о важности ценностей патриотизма и единства. Любовью к Отчеству пронизана вся воспитательная работа в классе, поэтому ученикам понятен материал и они с легкостью выступают и занимают призовые места на городском, окружном, всероссийском уровнях.

Имея достаточный потенциал следующим направлением работы над проектом стало проведение школьных акций. Нами была организована в школе акция “Бессмертный полк”. где каждый ученик класса в течение недели в преддверии Дня Победы носил на своей груди бейдж с фотографией участника Великой Отечественной войны своей семьи. Провели школьное мероприятие “Подвиг Петербуржцев”. Говорили о блокаде Ленинграда о его жителях. О том, что придавало им силу и мужество. Наглядным примером для каждой семьи стали 125 грамм – норма хлеба ленинградцев, которую получил в этот день каждый ребенок. С целью привлечения внимания жителей города Югорска к проблеме терроризма мы организовали флешмоб «Белый голубь  – символ мира». Учащимися были изготовлены бумажные голубки, которых ребята раздали югорчанам на фонтанной площади им. Р.З. Салахова.

Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова с пеленок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Поэтому роль нашего проекта в патриотическом воспитании крайне важна.

Сегодня ни одна линейка, которой начинается учебная неделя в Лицее, не обходится без наших активных, способных ребят, у которых сердца наполнены любовью к Родине и которые своими делами доказывают эту любовь.

Для дальнейшего развития проектного направления, учитывая, что мы имеем высокий уровень академических знаний,  мы определяем следующие векторы развития: изучение истории семей - участников ВОв нашего округа. Нахождение мест захоронений наших земляков и составление виртуальной карты памяти.  Изучение биографии пионеров - героев Великой Отечественной войны, изготовление баннеров с фотографиями пионеров  для участия в шествии Бессмертный полк в городе. Также проведение совместных спортивных мероприятий с детьми инвалидами, потому что от них поступил социальный заказ на подобного рода активности. 

Обоснование социальной значимости

В России в последние годы активно развивается деятельность по формированию у людей чувств гражданственности и патриотизма, гордости и ответственности за свою Родину. Тема патриотизма одинаково важна как для молодого человека, так и для людей среднего и пожилого возраста. 

На основании большого количества исследований было выяснено, что именно в младшем школьном возрасте формируются качества, необходимые гражданину России. Исходя из этого можно сделать вывод о целесообразности усиления гражданского воспитания в условиях обучения в начальной школе. Педагогические недочеты, упущенные на этом этапе, практически невозможно восполнить в будущем.

Детство – значимый период в жизни ребенка, к тому же именно в начальной школе с ребенком рядом родители, которые помогают ему адаптироваться в новом жизненном этапе. Именно на этом этапе формируются основы его культуры, осваиваются моральные и нравственные ценности. У ребенка формируются представления о себе, людях, явлениях в жизни общества и культуре, что является предпосылками для присвоения ему нравственных ценностей и воспитания гражданских качеств.

В своем словаре С.И. Ожегов дает определение понятию гражданственности. Гражданственность – это высшая ступень становления нравственного сознания личности [20, c.135]. Это понятие включает в себя умение четко осознавать свои права и обязанности, что позволит действовать на пользу народу и родине. Гражданственность реализуется в ходе накопления нравственного и социального опыта, который является результатом воспитательного воздействия школы, семьи, окружения и результатом самовоспитания.

В развитии ребенка возраста 7 - 9 лет важнейшими задачами являются: освоение родной культуры и воспитание гражданина своей страны. Процесс формирования самосознания начинается в этом возрасте, поэтому важно четкое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания, целенаправленная работа по определению и реализации условий для воспитания основ гражданственности у школьников. Проект “С любовью к Отечеству” — это хорошая возможность для развития познавательных способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и формирования его активной гражданской личности.

  •  
  • Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в классе очень важна не только для детей, но и членов их семей.

Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благоприятная пора для привития чувства любви к Родине.

Без патриотического воспитания мы можем потерять страну. В слове патриотизм заключены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. В моём понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. И о патриотизме судят не по словам, а по делам человека.

  •  
  • Интерактивные занятия, викторины, квесты, акции, конкурсы ,которые используются в проекте, представляют собой чередование нужной для восприятия информации, обладают эффектом полного погружения в происходящее действие (иммерсивности), помогают социализироваться, адаптироваться к жизни.
  •  
  • Учат добру, семейным ценностям, толерантности, бережному отношению к стране, способствуют патриотическому воспитанию и учат любить Родину.

Цели

Формирование у обучающихся класса и членов их семей гражданской идентичности, чувств патриотизма, милосердия и активной жизненной позиции.

Задачи

  1. Способствовать приобщению детей и членов их семей к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
  2. Привлечь детей и родителей к социально значимым мероприятиям, проводимым на территории школы, города и округа.
  3. Воспитать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья через посещение реабилитационных центров с театрализованными постановками и участия в благотворительных акциях.
  4. Формировать чувство уважения к старшему поколению посредством участия в социальных проектах и мероприятиях.
  5. Формировать чувство гордости к защитникам Родины:- сбор гуманитарной помощи участникам СВО; -изготовление открыток, писем участникам СВО ко всем государственным праздникам; - участие в работе волонтерских объединений (плетение сетей, изготовление окопных свечей, предоставление изделий ручной работы для организации беспроигрышной лотереи).
  6. Формировать нравственные качества личности через участие в творческих конкурсах различного уровня.

Команда

`