Шаг в прошлое Югры: строим крепость каменного века

Реализуется
Сроки реализации 01.10.2024 - 31.01.2026
Источник финансирования Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2024)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
10 041 092 руб.
Размер гранта
4 827 124 руб.
Cофинансирование
5 213 968 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Школьники с.п. Салым (8-11 классы)
  2. Студенты СурГУ (специальности "история" и "музеология")
  3. Жители с.п. Салым Нефтеюганского района ХМАО-Югры
  4. профессиональное научное сообщество

Описание проекта

В течение 2018-2023 гг. наша команда проводила в ХМАО-Югре исследования, позволившие воссоздать технологию строительства и архитектуру древнейшей крепости Югры каменного века – Каюково 2, построенной 8 тысяч лет назад. Это были не только полевые исследования, но и экспериментальные. Мы воссоздали в натуре в пределах достопримечательного места «Сырковый Сор» небольшую часть этой крепости как первый экспонат музея «Священная кедровая роща».
За это время нам удалось сформировать экспериментальную площадку, что объединяет школьников, студентов, профессиональных и начинающих археологов, узких специалистов и жителей поселка Салым. Площадка активно используется также в региональных общественных мероприятиях с участием органов власти и гостей.
Проделан значительный объем работы, однако эксперимент далек от завершения. Чем глубже мы погружаемся, тем больше вопросов возникает у жителей, молодежи, научного сообщества. Значительная часть технологических задач остаются нерешенными.
Одна из них – воссоздание крепостного входа. Не сохранилось никаких данных о системе конструкции крепостей Югры, однако на данном этапе мы готовы предложить свой вариант и апробировать его, создав лицевой фасад. Он будет сопровождаться информационными стендами о проведении эксперимента и археологическом памятнике «поселение Каюково 2», поскольку тем, кто приходит на место проведения эксперимента, необходимо понимать, что именно они видят.
Эксперимент, помимо строительных работ, будет сопровождаться серией мастер-классов о древнейших технологиях и циклах изготовления керамической посуды, деревообработки и строительства. С прошлого эксперимента у нас осталась неподтвержденной гипотеза о связи формы керамических сосудов с технологией домостроения. Из-за плохих погодных условий часть гончарного эксперимента мы не завершили, но продолжим в рамках данного проекта.
Полученные результаты по итогам эксперимента необходимо ввести в научный оборот. С этой целью мы выпустим научно-популярную книгу об уникальности поселении Каюково 2 и проведенных историко-архитектурных исследованиях, чтобы удовлетворить интерес как ученых, так и не специалистов.
Будет создана и выложена в свободном доступе на наших ресурсах виртуальная выставка «Древнейшая крепость Югры», в которой соединятся 3D модели орудий и артефактов и историческая живопись. Будет подготовлен видеоконтент – два фильма из серии «Древние крепости Югры».
Для того чтобы использовать полученные результаты эксперимента в школе и вузе, будет создан образовательный продукт: мы организуем лекции, создадим презентации для разных категорий слушателей. Они также будут выложены на нашем сайте.
Каждый этап проекта мы активно будем освещать на доступных нам ресурсах.
Проект ориентирован на молодежь, школьников, студентов, краеведов, профильных специалистов. Наш подход к реализации проекта сделает получение знаний более доступным, понятным для разных категорий населения, а также привлечет молодёжь в археологию, удовлетворит запросы научного сообщества.

Обоснование социальной значимости

Сегодня в ХМАО-Югре проживает более 1,6 млн. жителей. Активное строительство и освоение недр привлекают в Югру все больше новых людей из других регионов, которые не знают уникальных особенностей культуры и исторического прошлого Югры. К сожалению, отсутствуют условия для получения таких знаний.
Во-первых, ни в школьной программе основного образования, ни в программе дополнительного образования нет часов по региональной истории. Региональная история не попадает также и в университетское образование, которое получают будущие учителя и преподаватели. Во-вторых, нет адаптированных для учебных заведений материалов. Учителя могут самостоятельно ознакомиться с результатами археологических исследований, однако из-за значительного объема профессиональной терминологии их знаний и опыта не хватит, чтобы самим их понять, не говоря о том, чтобы объяснить это детям. Поэтому мы видим острую необходимость в создании образовательных продуктов в помощь педагогам. Это не решит проблему полностью, но значительно расширит информационное воздействие на аудиторию.
Действенным способом привлечения внимания общественности к наследию и истории региона мы видим экспериментальную археологию. Это направление археологической науки нацелено на изучение древних технологий и воссоздание образа жизни людей прошлого опытным путем. Эксперимент – это всегда зрелищно и интересно, именно поэтому в таких проектах с радостью принимает участие молодежь. Новый образовательный метод вовлекает участника эксперимента в непосредственное взаимодействие с представленными объектами, заставляет его почувствовать себя сотворцом культуры и истории, их неотделимой частью. Совместное изучение региональной истории через соприкосновение с реальными артефактами прошлого, участие в мастер-классах по экспериментальной археологии будет способствовать пониманию истории и исторических процессов, а то, в свою очередь – формированию гордости за Малую Родину, появлению чувства культурной идентичности.

Цели

  1. Продолжение историко-архитектурный эксперимент по воссозданию древней крепости каменного века с участием школьников и молодежи
  2. Создание образовательно-просветительских продуктов для популяризации исторического, археологического изучения Югры

Задачи

  1. Проведение историко-архитектурного эксперимента по воссозданию древней крепости каменного века
  2. Создание образовательных продуктов: лекций и презентаций, виртуальной выставки 3D моделей орудий и артефактов каменного века и исторической живописи и графики
  3. Создание медиаконтента об эксперименте и его результатах
  4. Создание просветительского продукта - научно-популярной книги о древнейшей крепости каменного века Каюково 2 и о проведенном эксперименте по её воссозданию

`