ШАГ ЗА ШАГОМ: создание системы комплексного сопровождения детей с нарушениями функций ОДА, в том числе с применением технологий виртуальной реальности
Проект реализует:
Целевые аудитории
- дети города Нягани, в возрасте от 3 лет до 11 лет, имеющие нарушения функций опорно-двигательного аппарата
- семьи города Нягани, воспитывающие детей в возрасте от 3 до 11 лет, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата
Описание проекта
В.В. Путин на Заседании совета по вопросам совершенствования системы общего образования, четко обозначил «Наша задача-сформировать по-настоящему современную образовательную среду, в том числе для детей с ОВЗ. Необходимо в полной мере использовать преимущества современных информационных технологий» (http://www.kremlin.ru/events/president/news/). На сегодняшний день во всем мире особо остро стоит вопрос детской инвалидности, затрагивающей семью, образование и социальную жизнь ребенка. Распространенность нарушений опорно-двигательного аппарата составляет 6 случаев на 1000 детей. Грамотный выбор методов и сроков сопровождения позволяет социально адаптировать детей с НОДА и улучшить прогноз их двигательного и психологического развития. Поскольку мы живём в современном мире, необходимо использовать инновационные методы коррекции и сопровождения детей с НОДА, так как традиционные менее эффективны. Основная идея проекта «Шаг за шагом», заключается в создании условий для комплексной коррекции двигательных и сопутствующих нарушений у детей с нарушениями ОДА с использованием технологий виртуальной реальности в качестве дополнительного способа психолого-педагогической коррекции (с использованием программно-аппаратного комплекса для восстановления НОДА с использованием технологий виртуальной реальности «Девирта-Делфи»). В рамках реализации проекта на каждого ребенка с НОДА будет разработана индивидуальная программа комплексного сопровождения, включающая в себя междисциплинарный подход с подключением компетентной команды специалистов: инструктора по адаптивной физической культуре, логопеда, дефектолога, психолога. В отличие от традиционных программ, программа «Шаг за шагом» представляет систему специально созданных условий отобранных заданий, которые помогают развивать физические, интеллектуальные и творческие способности ребенка с нарушениями ОДА. Проект направлен на улучшение качества жизни детей с нарушениями ОДА, проживающих на территории города Нягани, посредством использования технологий виртуальной реальности. Это уникальная для нашего города технология работы. В ней задействованы положительные механизмы биологической обратной связи, которая обеспечивается путем контроля собственных действий за счет получения визуальных сигналов, идущих от собственного тела. В мероприятиях проекта примут участие не менее 10 детей с НОДА. В результате реализации данного проекта ожидается: - полное или частичное восстановление объема движений, двигательной активности ребенка;- наработка мышечной силы и ловкости в пораженных конечностях; - развитие координации движений, равновесия, вестибулярной устойчивости; - формирование навыков самообслуживания;- преодоление дефицита моторики и когнитивного дефицита. Для организации целенаправленного процесса с детьми с НОДА необходимо тесное сотрудничество с семьей. В рамках реализации проекта будет организована работа родительского клуба, будут проведены 3 семинара для педагогов города Нягань, региональный workshop "Шаг за шагом".
Обоснование социальной значимости
В ХМАО-Югре на 1.01.2022 года проживает 60301 человек с установленной инвалидностью, в том числе 7118 детей-инвалидов (https://depsr.admhmao.ru/). Наибольшее количество детей-инвалидов в возрасте от 0 до 11 лет отмечено с нарушением ОДА - 835 детей, что составляет 11,9 % от общего количества детей данной категории (http://xn--c1aejfhjgfuh0c.xn--p1ai/sites/default/files/sbornik_metodicheskih_razrabotok_socialnoy_reabilitacii_invalidov_starikova.pdf). По данным Комитета образования и науки количество детей в возрасте от 0 до 11 лет, имеющих НОДА ежегодно увеличивается: 2020–17 детей, 2021-22 ребенка, 2022–25 детей. У всех детей данной категории ведущими являются двигательные расстройства, которые могут иметь различную степень выраженности. Процесс сопровождения детей с НОДА сугубо индивидуален и зависит от возраста, формы и степени тяжести нарушений. Основной целью в коррекции нарушений ОДА является помощь ребенку в достижении МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО уровня физической, когнитивной, психологической и социальной независимости. В учреждениях г.Нягань сохраняется актуальность внедрения новых инновационных эффективных и безопасных методов коррекции НОДА, нацеленных на восстановление двигательной активности. При этом крайне важно помнить о том, что вследствие двигательных нарушений, у детей нарушается ориентировка в пространстве, также присутствует низкая внутренняя мотивация к любой деятельности, именно поэтому необходимо использовать методы коррекции, которые будут не только эффективными, но интересными для детей, вызывать вовлеченность ребенка в процесс восстановления, что, несомненно, скажется и на результате ведь мотивация и активное участие детей в процессе восстановления и коррекции играют ключевую роль. Использование технологий виртуальной реальности является одним из перспективных направлений в коррекции координации и точности движений конечностей. Технология VR является компьютерной симуляцией реальной среды и призвана обеспечить чувство присутствия с помощью 3D-изображения и анимации, а также позволить взаимодействовать с различными объектами. VR доказала свою эффективность в улучшении выполнения физических упражнений и повышении физической активности. VR позволяет выполнять сложные движения в безопасной среде, предоставляет возможность активного обучения. Сопровождение в VR– это сверхсовременный метод, способный с помощью специальных программ глубинно воздействовать на подсознание, тем самым обеспечивая более высокий результат относительно традиционных
Цели
- организовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития детей, проживающих в городе Нягани, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, способствующее достижению максимально возможного уровня физической, когнитивной, психологической и социальной независимости с применением технологий виртуальной реальности
Задачи
- Организовать пространство для организации коррекционно-развивающих занятий для детей от 3 лет до 11 лет имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата
- Создать кадровые условия: подбор и обучение специалистов
- Организовать комплексное сопровождение индивидуального развития детей от 3 лет до 11 лет имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата
- Оказать квалифицированную комплексную психологическую помощь семьям, воспитывающим детей от 3 лет до 11 лет имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата
- Провести общественно - информационную кампанию по распространению опыта использования технологий виртуальной реальности. Провести анализ результатов работы в рамках реализации проекта