СЕНСОРИУМ
Описание проекта
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» начала функционировать в 2014 году. На протяжении 6 лет мы активно участвуем в реализации инклюзивного образования. Начало этому пути положила государственная программа «Доступная среда» и проект Сетевой компетентностный центр «Инклюверсариум».
На данный момент в школе обучается 1796 детей, из них 150 обучающихся имеют статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)», 31 ребенок –инвалид. В школе инклюзивно обучаются дети: с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, слабослышащие, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями и с расстройством аутистического спектра.
Для таких обучающихся созданы специальные условия: материально-техническая база, безбарьерная среда, методическая база и т.д.
В начальном блоке МБОУ СОШ №4 активно функционируют оборудованные Лаборатории дефектологического, логопедического и психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Но с переходом на следующую ступень обучения возникает множество проблем инклюзивного образования: меняются педагоги и классный руководитель, увеличивается количество учебных предметов, учебная нагрузка, что оказывает большое влияние на адаптацию обучающихся с ОВЗ, особенно детей-инвалидов, степень усвоения учебного материала, психоэмоциональное состояние обучающихся данной категории.
На средней ступени обучения необходимо также создать условия для обучающихся с ОВЗ с целью улучшения психоэмоционального состояния, снятия физической нагрузки, активизации мозговой деятельности. Спектр этих задач решает проект "СЕНСОРИУМ".
Социальная значимость:
Проект "СЕНСОРИУМ" предполагает реализацию программы сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием сенсорной комнаты. Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Отсутствие опасных предметов, "мягкий пол и стены" дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, способствуют развитию психических навыков. В условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации.
Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент терапии и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья человека.
Сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
- активизация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
- стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);
- создание положительного эмоционального фона;
- развитие двигательных функций.
Важным преимуществом проекта "СЕНСОРИУМ" является возможность проведения комплексной коррекции и психологической помощи обучающимся с ОВЗ. Проект поможет детям благополучно адаптироваться к условиям средней школы, снять психоэмоциональную и физическую нагрузку, повысить уровень познавательной активности.
География проекта: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Мансийск, Муниципальное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4». Общеобразовательная школа с условиями инклюзивного образования.
Целевые группы: обучающиеся с ОВЗ, обучающиеся школы с проблемами в эмоционально-волевой сфере, педагоги школы.
Цели
- Создание условий для успешной адаптации обучающихся с ОВЗ, профилактики психоэмоционального напряжения, активизации познавательных процессов.
Задачи
- Осуществить подбор оборудования в сответсвии с индивидуальными потребностями детей с ОВЗ.
- Разработать программу психолого-педагогического сопровождения для обучающихся с ОВЗ воспитательно-образовательного процесса в условиях проекта "СЕНСОРИУМ".
- Создать и оформить сенсорную комнату.
- Развивать навыки саморегуляции и релаксации для формирования способности управления своим эмоциональным состоянием, снятия мышечного и психоэмоционального напряжения в условиях проекта "Сенсориум".
- Развивать психические процессы у детей посредством стимуляции мозговой активности через использование специального оборудования.