Сириус в село

Реализуется
Сроки реализации 01.03.2024 - 30.11.2024
Источник финансирования Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2023 года)
Подробнее
География проекта
Целевые аудитории
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 006 282 руб.
Размер гранта
429 133 руб.
Cофинансирование
577 149 руб.

География проекта

Нефтеюганский район, пгт. Пойковский

Целевые аудитории

обучающиеся МОБУ СОШ № 1 и НРМАУ ДО "Центр компьютерных технологий" в возрасте 11-17 лет; обучающиеся НРМОБУ "Пойковская СОШ №2" и МОБУ СОШ № 4 в возрасте 16-17 лет

Описание проекта

"Сириус в село" предусматривает создание и внедрение обучающимися «Центра компьютерных технологий» проектов виртуальной и дополненной реальности в деятельность музея имени Р.И. Кузоваткина в Пойковской школе № 1. В результате реализации проекта состоится обновленная выставка, которую посетят около 400 учащихся СОШ №1, более 40 учеников выпускных классов СОШ №2 и №4 пгт. Пойковский, а также сотрудники и гости образовательного учреждения. Использование AR- и VR-технологий в рамках проекта "Сириус в село" нацелено на привитие интереса учеников к посещению данного музея, активное знакомство детей с профессиями из нефтегазовой сферы и уважения к труду нефтяников, воспитания бережного отношения к природным ресурсам Югры и страны в целом. 

В качестве прямых благополучателей выступают обучающиеся двух образовательных организаций поселка – СОШ №1 и учреждения дополнительного образования "Центр компьютерных технологий", а в качестве косвенных – ученики СОШ № 2 и №4. Обучающимся ЦКТ необходимы реальные практические задачи, на которых они могли бы изучать такие цифровые технологии как виртуальную реальность, а ученики школы пожелали, чтобы в школьном музее нефти появились интерактивные технологии. Стоит отметить, что у данных организаций имеется опыт сотрудничества в сфере внедрения цифровых технологий: обучающийся кружка ЦКТ Тулаев Александр самостоятельно создал для первой школы “Живую стену” - интерактивный стенд с технологией дополненной реальности как аналог школьных соцсетей; Музаева Дилафруз разработала интерактивные обучающие карточки с технологией дополненной реальности для учителей начальных классов. 

Обучающиеся ЦКТ на занятиях по цифровым технологиям разработают виртуальные тренажеры, которые позволят посетителям музея познакомиться с профессиями геолога, строителя, бурильщика. Они будут иметь возможность: 

- Определять расположение нефти, что даст им представление о геологических аспектах добычи; 

- Бурить скважины, что позволит им понять процессы добычи нефти из подземных месторождений; 

- Устанавливать и запускать качалку, что связано с инфраструктурой и техническими аспектами производства; 

- Делать замеры, что подразумевает работу с данными и измерительными инструментами в контексте нефтегазовой отрасли; 

- Ремонтировать насосы для предотвращения возможных разливов нефти, что выявляет важность обслуживания и предотвращения экологических проблем; 

- Исследование резервуаров: пользователи могут исследовать подземные резервуары, чтобы лучше понимать, какие месторождения нефти и газа существуют и какие факторы влияют на их разработку; 

- Оценка экологической устойчивости: дети могут оценивать экологические последствия добычи нефти и газа, а также учиться принимать решения для минимизации негативного воздействия на окружающую среду; 

- Обучение безопасности: дети могут учиться о соблюдении безопасности на месторождениях, что имеет большое значение в этой отрасли.

Эти активности виртуальной реальности помогут детям лучше понять различные аспекты профессий в нефтегазовой отрасли и развить у них интерес к этой области, предоставляя им практические навыки и знания, которые они смогут применить в реальных ситуациях, а также понимание важности бережного отношения к природным ресурсам. 

Еще одними интерактивными помощниками в музее станут AR-приложения. По составленным обучающимися ЦКТ приложениям, программы на смартфонах и планшетах выдадут подготовленную информацию о музейных экспонатах. 

Наличие данных мультимедийных объектов в системе музея позволит использовать их каждый учебный год новым потоком учащихся, что сделает её доступной для подрастающего поколения поселка. Тем более, что посещение музея будет свободным.

Обоснование социальной значимости

24 марта 2016 года в МОБУ «СОШ № 1» пгт. Пойковский Нефтеюганского района открыт интерактивный музей нефти имени Романа Ивановича Кузоваткина, который был активным участником освоения нефтегазовой промышленности ХМАО (http://www.psoh1.ru/index.php/muzej-nefti-im-kuzovatkina/903-informatsiya-ob-otkrytii-muzeya). Музей предлагает посетителям около 400 экспонатов и экспозицию «Вечерние улицы поселка». Несмотря на своё название музей не предоставляет возможности взаимодействия с экспонатами и не в полной мере является интерактивным (в выставочном зале можно прослушать аудиозаписи с голосом Р.И. Кузоваткина). В настоящее время интерактивность в музеях и выставках достигла нового уровня благодаря современным мультимедийным технологиям. Опрос среди 687 учеников средней и старшей школы показал, что для большинства (86%) музей в данном виде не вызывает большого интереса, и они хотят посещать его в обновленном виде: считают необходимым внедрение технологий дополненной (27%) и виртуальной реальности (53%). В качестве примера дети приводили исторический парк «Россия – Моя история» (https://myhistorypark.ru/about/), расположенный в г. Сургут. Однако внедрение мультимедийных объектов подобного рода для бюджетной школы финансово непосильно, поскольку они имеют высокую стоимость (рыночная стоимость разработки подобных приложений начинаются от 400 000 рублей). 

Мы живем в северном регионе, где в приоритете профессия нефтяника. И поэтому для родителей важно, чтобы дети получили навыки, сопряженные с этой профессией. Также основываясь на интервьюирование среди целевой аудитории – родителей обучающихся пришел к выводу, что в ходе реализации воспитательной и профориентационной работы в школе необходимо подробнее освещать практическую деятельность в сфере нефтегазовой добычи. 

Вместо этого, решением проблемы может стать обучение учащихся Центра компьютерных технологий созданию, внедрению, обновлению и обслуживанию собственных мультимедийных приложений. Как правило, с подобной материально-технической базой дети могут соприкоснуться в крупных IT-центрах. Но до ближайшего IT-куба, расположенного в том же г. Сургут, с данного населенного пункта нужно добираться несколько часов. Проект «Сириус в село» создаст возможность талантливым детям, живущим в сельской местности, получить равные возможности на старте обучения и освоить навыки и компетенции в сфере информационных и коммуникационных технологий. Включение проекта «Сириус в село» в рамках деятельности Центра компьютерных технологий становится еще более значимым и целесообразным. Оно не только предоставит обучающимся возможность разработки и внедрения AR- и VR-приложений, соответствующих тематике музея, но и удовлетворит явный спрос на эту область обучения (по результатам ежегодного мониторинга обучающихся и их родителей с целью определения заинтересованности в новых кружках). Работа на занятиях над реальными социально-ориентированными проектами будет важным шагом в развитии образовательной программы и удовлетворении потребностей учащихся Центра компьютерных технологий, открывая перед ними новые возможности для творчества и профессионального роста. 

Проектная инициатива соответствует Национальному проекту «Образование» и Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, а также Стратегии социально-экономического развития ХМАО-Югры до 2050 года (https://ugra2030.myopenugra.ru/bloks/blok8/). Наш проект позволит детям погрузиться в мир инженерии, обеспечивая им возможность приобрести практический опыт работы в области цифровых технологий, а также инженерии нефтегазового сектора. Мы стремимся подготовить следующее поколение инженеров, которые смогут внести значительный вклад в разные области инженерии и технологического развития, что приобретает особое значение на государственном уровне. В частности, идею внедрения мультимедийных тренажеров в качестве профориентационного инструмента в образовательных учреждениях положительно оценила компания ООО «РосНефть-Юганскнефтегаз», первым директором которой был Р.И. Кузоваткин. Как сообщили в компании, даже дипломированные специалисты не всегда полностью представляют, какая практическая работа ждет их на объектах добычи нефти и газа. 

В рамках реализации проекта профориентационная работа также будет организована для учеников выпускных классов из других 2-х школ поселка посредством посещения нашего музея. Уникальность данного проекта заключается в том, что реализуется принцип «равный помогает равному»: воспитанники кружкового объединения «Виртуальная реальность» ЦКТ разрабатывают мультимедийные приложения для учеников СОШ №1, получая навыки в создании цифровых продуктов, а ученики школы получают современные форматы взаимодействия с музеем нефти.

Цели

Создание условий для деятельности обновленного музея имени Р.И. Кузоваткина в Пойковской школе № 1 посредством внедрения AR- и VR-проектов, созданных 10 обучающимися НРМАУ ДО “Центр компьютерных технологий” до конца октября 2024 г.

Задачи

- вовлечь целевую аудиторию в реализацию проекта посредством размещения информации о проекте в соцсетях; 

- разработать методическое обеспечение проекта; 

- обучить желающих основам AR- и VR-разработки и создать интерактивные приложения для музея; 

- обеспечить информационное сопровождение проекта в соцсетях; 

- провести мероприятия в рамках работы обновленного музея; 

- подвести итоги проекта и запланировать дальнейшее развитие.

Команда

Календарный план

01.03.2024 - 31.03.2024
1 этап
вовлечь целевую аудиторию в реализацию проекта посредством размещения информации о проекте в соцсетях

На сайтах, страницах во Вконтакте Администрации Нефтеюганского района, Департамента образования Нефтеюганского района, МОБУ СОШ №1, НРМАУ ДО "Центр компьютерных технологий", МАУ НР "КМЦ "Перспектива", собственного сообщества «Сириус в село» размещены посты о реализации интерактивной составляющей для музея нефти ПСОШ №1. Количество просмотров: 3000

01.03.2024 - 17.03.2024
2 этап
разработать методическое обеспечение проекта

Проектной командой разработано методическое обеспечение: разработано 2 рекомендации по реализации проекта, 3 алгоритма работы, инструкции, алгоритмы для работы со средой разработки мультимедийных приложений Unity 3D. Педагогом дополнительного образования ЦКТ разработаны образовательная развивающая программа "Виртуальная и дополненная реальность", инструктажи обучающихся

01.03.2024 - 30.11.2024
3 этап
обеспечить информационное сопровождение проекта в соцсетях

На странице "Сириус в село", партнеров проекта во Вконтакте подробно описан ход продвижения проекта, этапы его реализации, успехи обучающихся на занятиях, проведение обновленных выставок. По итогу опубликовано минимум 22 поста и информационных статей, количество просмотров минимум 11 000.

17.03.2024 - 30.09.2024
4 этап
обучить желающих основам AR- и VR-разработки и создать интерактивные приложения для музея

Проведен набор желающих школьников для обучения основам AR- и VR-разработки в количестве 10 человек. Обучение детей произведено с привлечением социального партнера проекта - «Центром компьютерных технологий». Разработка приложений произведена в программе Unity 3D - одном из самых востребованных игровых движков в мире под руководством опытного преподавателя. Занятия организованы один раз в неделю по 2 академических часа. По итогу созданы 5 AR-приложений и одно VR-приложение с 5 обучающими локациями для музея нефти в Пойковской СОШ №1

01.10.2024 - 31.10.2024
5 этап
провести мероприятия в рамках работы обновленного музея

Презентация обновлённых выставок музея; экскурсии (по графику) по "обновлённому" музею для обучающихся ПСОШ № 1, обучающихся других школ посёлка. Проведено 10 экскурсий по обновлённым выставкам интерактивного музея, 400 посетителей из числа учеников школы 5-11 классов, 40 учеников выпускных классов из школ №2 и №4 пгт. Пойковский, 10 обучающихся ЦКТ, разработавших мультимедийные приложения, в организации выставок помогло 5 учеников-волотеров СОШ №1

01.11.2024 - 30.11.2024
6 этап
подвести итоги проекта и запланировать дальнейшее развитие

Подготовлен аналитический отчет по реализации проекта, разработан перспективный план развития

Бюджет

429 133 ₽

Общая запрашиваемая сумма

Бюджет проекта «Сириус в село»

Оплата товаров, работ и услуг

Категория Стоимость
единицы
Кол-во
единиц
Общая
стоимость, ₽
Сумма
софинансирования, ₽
Запрашиваемая
сумма, Р
Комментарии
VR-гарнитура 40 675 2 81 350 0 81 350 При помощи VR-гарнитуры посетители школьного музея смогут в виртуальной 3D-среде оказаться на нефтяном месторождении и получить опыт работы в данной промышленности, не покидая помещения. Данное оборудование считается самым бюджетным на рынке VR-гарнитур и отвечает всем требованиям (https://www.ozon.ru/product/oculus-quest-2-128-gb-oculus-link-356037761/?asb=Qc7NAuvsNcLXJWz%252F%252BctLCgV3YI8KjdJDWXFbdcwVjUY%253D&asb2=heTNXAELrPD05GKA7pjI2Oxp1S8_MagMeKYVET1BV8iB5SEgHzLMikRVjYGjXk1V&avtc=1&avte=4&avts=1694461984&sh=ky7Z2oDZCg). После разработки всех приложений, 1 VR – оборудования будут переданы в музей нефти для непосредственного применения во время всех экскурсионных мероприятий
17.3" Ноутбук MSI GF76 Katana 11UC-895XRU черный 72 999 4 291 996 0 291 996 Для разработки приложений виртуальной и дополненной реальности необходимы компьютеры с высокими характеристиками, т.к. программы, в которых разрабатываются подобные приложения, требовательны к вычислительным мощностям ПК. Данный ноутбук подходит по требованиям и является одним из самых бюджетных вариантов (https://www.dns-shop.ru/product/2a9252330a5aed20/173-noutbuk-msi-gf76-katana-11uc-895xru-cernyj/). Во время организации обучения будут набраны две группы детей по 5 человек, каждому обучающемуся для комфортной работы будут предоставлены по рабочему месту с ноутбуком. Также на время обучения будет передан компьютер руководителя проекта Acer Nitro 5, подходящего по характеристикам для работы в среде Unity 3D
Озвучивание материалов 300 5 1 500 1 500 0 Социальный партнер проекта МАУ НР "КМЦ "Перспектива" предоставит студии подкастов медиаковоркинг площадки для озвучивания материалов проекта для информационных видеороликов AR-приложений (5 аудиофайлов по 300 р.)
Разработка VR-приложений 200 000 1 200 000 200 000 0 Педагог-руководитель объединения "Виртуальная реальность" социального партнера проекта НРМАУ ДО "Центр компьютерных технологий" вместе с 10 обучающимися разработает VR-приложение для музея нефти с возможностью выполнения образовательных заданий. Согласно исследованию рынка услуг по разработке мультимедийных приложений, подобная работа оценивается от 200 000 рублей.
Разработка AR-приложений 40 000 5 200 000 200 000 0 Педагог-руководитель объединения "Виртуальная реальность" социального партнера проекта НРМАУ ДО "Центр компьютерных технологий" вместе с 10 обучающимися разработает 5 AR-приложений для музея нефти с возможностью просмотра коротких образовательных видеоматериалов. Согласно исследованию рынка услуг по разработке мультимедийных приложений, подобная работа оценивается от 40 000 рублей (https://likevr.ru/blog/skolko-stoit-ar-prilozhenie/)
Оплата труда педагога 8 750 7 61 250 61 250 0 Социальный партнер проекта НРМАУ ДО "Центр компьютерных технологий" оплатит проведение занятий педагогом дополнительного образования в течение 7 месяцев: март-май (очные занятий), август (в рамках летнего лагеря), сентябрь-ноябрь (очные занятия). Средняя заработная плата педагога в ХМАО-Югре составляет 35 000. Занятия будут проводиться 1 раз в неделю по 2 академических часа для 2 групп, что составляет 0,25 ставки отклада педагога
VR-гарнитура Oculus quest 2 40 000 1 40 000 40 000 0 Одна VR-гарнитура Oculus quest 2 128 gb будет передана автором проекта обучающимся объединения "Виртуальная реальность" ЦКТ для изучения основ и создания виртуального тренажера для музея нефти
Ноутбук Acer Nitro 5 69 999 1 69 999 69 999 0 Один ноутбук Acer Nitro 5 будет передан автором проекта обучающимся объединения "Виртуальная реальность" ЦКТ для изучения основ и создания мультимедийных приложений для музея нефти
Итого 946 095 572 749 373 346

Прочие расходы, непосредственно связанные с реализацией мероприятий проекта (например "Комиссия банка")

Категория Стоимость
единицы
Кол-во
единиц
Общая
стоимость, ₽
Сумма
софинансирования, ₽
Запрашиваемая
сумма, Р
Комментарии
Выпуск ЭЦП 4 400 1 4 400 4 400 0 Выпуск ЭЦП для документооборота

Налоги

Категория Стоимость
единицы
Кол-во
единиц
Общая
стоимость, ₽
Сумма
софинансирования, ₽
Запрашиваемая
сумма, Р
Комментарии
НДФЛ 55 787 1 55 787 0 55 787
`