Школа осознанного родительства
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Родители, испытывающие трудности в воспитании своих детей и выстраивании внутрисемейных отношений.
- Несовершеннолетние
- Молодые семьи
Описание проекта
Школы осознанных родителей (далее ШОР) — это инструмент ранней профилактики семейного неблагополучия, которое зачастую выявляется при обнаружении деструктивного поведения детей, правонарушений с участием несовершеннолетних и против несовершеннолетних. Уменьшить количество случаев семейного неблагополучия, помочь семье выйти из кризиса, а также предотвратить его, возможно только направив внимание на семью в целом и в первую очередь, на работу с родителями. Встречи в офлайн формате один раз или дважды в неделю по программе «Азбука счастливой семьи. 30 уроков осознанного родительства», разработанной опытными психологами и педагогами, дают родителям базовые знания из области семейной и детской психологии в формате «равный – равному», а также обеспечивают круг социальной поддержки.
Целевая аудитория ШОР - это родители, испытывающие трудности в воспитании своих детей и выстраивании внутрисемейных отношений.
Прохождение программы "Азбука счастливой семьи. 30 уроков осознанного родительства" в ШОР позволяет укрепить внутрисемейные отношения, получить знания и развить важные компетенции (освоить базовые знания из области семейной и детской психологии, навыки укрепления привязанности с детьми, навыки позитивной коммуникации и решения конфликтных ситуаций, а также навыков ненасильственного воспитания) и улучшить отношения со своими детьми. В результате прохождения программы ШОР в течение 3,5 месяцев (2 урока в неделю), в группе вырастает число родителей, понимающих важность гармоничных отношений внутри семьи, обладающих базовыми знаниями по семейной и детской психологии, применяющих их на практике и осознающих свои роли мам и пап. Снижается число родителей, использующих негативные родительские навыки, полученные «в наследство» и применяющих насильственные методы воспитания. Как следствие, повышается уровень благополучия детей в семьях, прошедших программу. Все это является профилактикой деструктивного поведения детей и подростков, правонарушений несовершеннолетних.
Обоснование социальной значимости
В настоящее время на всей территории страны, в том числе и в небольших поселениях, остается актуальной проблема семейного неблагополучия, которая в первую очередь отрицательно сказывается на детях. Социальное сиротство, девиантное поведение, правонарушения, связанные с несовершеннолетними - результат недостаточной компетентностью родителей в области семейной и детской психологии. Кроме того, многие родители имеют личный негативный детский опыт и неосознанно пользуются стереотипами воспитания, усвоенными с детства, склонны к применению насильственных (физических и моральных) методов воспитания. У родителей недостаточно развиты навыки укрепления привязанности с детьми, навыки позитивной коммуникации и решения конфликтных ситуаций, навыки ненасильственного воспитания. В то же время они не получают достаточно горизонтальной социальной поддержки и испытывают дефицит моральных ресурсов. Все это приводит к неэффективным способам взаимодействия с детьми.
Работа по программе "Азбука счастливой семьи. 30 уроков осознанного родительства" имеет свою методологию, благодаря которой выстраивается поэтапное осознание родителями комплексного влияния семьи как системы на развитие ребенка и его поведение. Получение знаний путем изучения материалов книги-тренажера, видеолекций, продолжается рефлексией в ходе выполнения заданий и завершается выработкой и закреплением новых навыков в групповой работе под руководством специалиста (подготовленного по программе психолога, педагога или социального работника). Групповая работа позволяет, помимо заложенных в программу знаний, получать практическое взаимодействие членов группы между собой и таким образом отрабатывать важные навыки положительных коммуникаций непосредственно на занятиях. Обмен опытом между родителями, доверительный стиль взаимодействия в формате «равный равному» создает поддерживающую
социальную среду для мам и пап. Атмосфера открытости позволяет родителям, испытывающим сложности, обращаться за поддержкой. И дает возможность семьям, находящимся в ресурсном состоянии, помогать другим. Лидер, управляя групповым процессом, исключает осуждение и другие негативные формы взаимодействия.
Такая организация работы дает возможность достичь ожидаемых результатов, а именно - улучшения взаимоотношений в семьях, повышения уровня родительских компетенций, снижение уровня семейного неблагополучия, выхода из кризиса семей, испытывающих сложности.
Цели
- Создание «Школы осознанного родительства» в пгт. Излучинск
Задачи
- повышение родительской осознанности, укрепление семей, улучшение качества жизни, профилактика насильственных методов воспитания и семейного неблагополучия;
- развитие навыков в управлении отношениями и конфликтами внутри семьи;
- овладение положительными методами коммуникаций с детьми и другими членами семьи.