Славянские узоры Международная выставка конкурс детского художественного творчества

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.12.2023 - 30.04.2024
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Первый конкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
624 555 руб.
Размер гранта
624 555 руб.

Целевые аудитории

  1. Обучающиеся Детских школ искусств, детских художественных школ в возрасте 7-17 лет, их преподаватели

Описание проекта

Проект выставки-конкурса "Славянские узоры" имеет целью обобщение, систематизацию и распространение опыта работы с детьми, обладающими признаками одаренности в области изобразительного искусства, сохранение культурных истоков славянских народов. Форма организации педагогической практики – Международный конкурс-выставка детского художественного творчества «Славянские узоры» среди учащихся ДХШ, ДШИ России, Белоруссии, Молдовы, проведение мастер-классов по композиции и живописи председателя жюри.
Целевая аудитория – учащиеся Детских художественных школ, художественных отделений школ искусств России, Белоруссии, Молдовы в возрасте от 7 до 17 лет.

Практика ежегодно, в течение семи лет, реализуется преподавателями художественного отделения МАУДО «Детская школа искусств г.Белоярский» в период с 2016 года по настоящее время.
В настоящее время важнейшей задачей, решаемой учреждениями дополнительного образования, является задача развития творческой индивидуальности детей, внедрения в педагогический процесс новейших эффективных технологий, с помощью которых ребенок способен познать мир в том виде деятельности, который ему близок, доступен, в наибольшей мере способствует его развитию. Изобразительное искусство, будучи важнейшей частью духовной культуры человечества, одновременно является испытанным средством выявления и развития индивидуальности ребенка, помогает развитию творческого потенциала личности в целом. Действия по организации конкурсных мероприятий направлены на решение актуальных задач по работе с одарёнными детьми в области изобразительного искусства средствами системы дополнительного образования. Данная практика создана для решения вопроса реализации творческого потенциала учащихся, преобразования их склонностей, способностей, интереса к занятиям изобразительным искусством в систему совершенствования и достижения высоких результатов.
Проведение Конкурса-выставки «Славянские узоры» носит инновационный характер. Никогда прежде на территории Белоярского района, в условиях крайней отдалённости от культурных и образовательных центров, не проводились столь масштабные мероприятия художественной направленности. Новизна практики заключается в комплексном подходе (выявление одарённости, сопровождение, обучение, создание условий для развития природного потенциала, обмена опытом, транслирование достижений обучающихся), а так же в транслировании детского изобразительного творчества в муниципалитетах России, соседствующих государствах, а кроме того - в самых удалённых селениях Крайнего Севера, - национальных и трассовых посёлках Белоярского района: Лыхма, Полноват, Казым, Верхнеказымский. Так комплексом мероприятий решается стратегическая государственная задача: воспитание патриотизма, любви к Родине, ее истокам, национальным культурным ценностям у подрастающего поколения.

Обоснование социальной значимости

Реалии нынешнего времени диктуют необходимость знать историю своей страны, сохранять ее материальные и духовные ценности. Задача педагогов изобразительного искусства - утвердить актуальность и уникальность народной культуры (сказки, промыслы, обряды, празднования) для сохранения национальной идентификации. Выполнить эту задачу может комплекс мероприятий по обучению, воспитанию подрастающего поколения. Конкурс проводится в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации, определенными Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в рамках реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 03.04.2012 №Пр-827.
Командная работа преподавателей. Коллектив единомышленников из числа преподавателей включил в себя главу администрации Белоярского района С.П. Маненкова, который определил приоритеты развития Белоярского района и заключил договор о сотрудничестве территорий с главой города Витебска (Республика Беларусь). Белоярский и Витебск объявлены городами-побратимами. С этого момента началось сотрудничество в сфере культуры, образования, политики, религии. Дружный и сплоченный коллектив преподавателей ДШИ г.Белоярский стал воплотителем идеи проведения международной художественной выставки работ учащихся Белоярского и Витебска. Затем присоединился Минск, в число участников вошла Республика Молдова, города Ханты-Мансийского автономного округа Югры и другие регионы России.
Привлечение к участию в конкурсе участников из других регионов страны и зарубежных стран Разработка Положения конкурса, установление контактов с образовательными учреждениями.
Работа с обучающимися в обозначенной тематике. Погружение в тему, поиск сюжета, эскизирование, разработка вариантов композиций, цветового или тонового решения, техники исполнения, работа в материале.
Организация работы членов жюри, определение результатов.
Проведение мастер-класса председателя жюри из числа ведущих специалистов - преподавателей высших художественных
заведений страны, действующих членов Союза художников России.
Оформление работ, монтаж выставки, торжественное открытие выставки, награждение победителей.
Проведение экскурсий по выставке.
Работа по изданию каталога. Презентация каталога конкурса.
Закрытие выставки. Рассылка наградных материалов и работ авторам.
Обсуждение итогов конкурса, корректировка планов следующей выставки.
Содержательные основания, раскрывающие суть практики, состоят в методических приемах и формах. Применительно к обучению творчески одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.
Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.) Исследовательский, частично-поисковый, проблемный метод обучения мотивируют к постановке задачи и поиску ее решения. Освоение приемов работы различными материалами (акварель, гуашь, акрил, пастель, уголь, сепия, сангина, соус, глина) и техниками изобразительного искусства (заливка, раздельный мазок, оттиск, граттаж, плетение, роспись по ткани)– пример деятельного метода.
Средствами достижения поставленной цели являются: чтение, сбор информации по заявленной теме конкурса, изучение наглядностей, создание собственного зрительного ряда из произведений художников, эскизирование, наблюдение, посещение мастер-класса.
В обозначенном направлении выбраны следующие способы работы: погружение в тему, размышление, копирование образцов орнамента, костюма, предметов быта, орудий быта, выполнение натурных зарисовок из предметов крестьянского быта в интерьере, этюды фигуры в народном костюме, сюжетно-жанровые сцены, чтение, собирательство народных песен, частушек, сказок, поговорок, потешек. Выполнение собственной тематической конкурсной композиции на основе собранного фольклорного материала. Все перечисленное становится нитью истории, соединяющей прошлое нашей страны с ее настоящим и будущим, заставляет искать родственные по происхождению народы, ценить культуру родной страны и уважать национальную самобытность других.

Цели

  1. - содействие установлению дружественных связей в области культуры и искусства между государствами. - сохранение и углубленное изучение славянских национальных культурных традиций - выявление, сопровождение и развитие творчески одаренных детей в области изобразительного искусства

Задачи

  1. Задачи: - развитие творческих инициатив детей и юношества. - выявление и поддержка одарённых детей в области изобразительного искусства. - формирование бережного отношения молодого поколения к истории, культуре, традициям своей страны, народов соседствующих государств.
`