СО-единение

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 15.01.2024 - 15.07.2024
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Первый конкурс 2024)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 573 652 руб.
Размер гранта
519 650 руб.
Cофинансирование
1 054 002 руб.

Целевые аудитории

  1. 1.Дети-мигранты в возрасте от 6 до 17 лет, не владеющие или плохо владеющие русским языком, обещающиеся в школах г.Нягань
  2. 2.Законные представители детей-мигрантов в возрасте от 6 до 17 лет, не владеющие или плохо владеющие русским языком, обещающиеся в школах г.Нягань

Описание проекта

Основными институтами первичной социализации детей-мигрантов являются семья и образовательная организация. Основная трудность для адаптации детей из семей мигрантов в школе-это недостаточный уровень владения русским языком. Однако, оказавшись в непривычных, а порой и неблагоприятных условиях, дети-мигранты могут столкнуться с множеством и других проблем:социальными, бытовыми, психолого-педагогическими и др. Эта проблема была и есть весьма актуальна. Проект предлагает комплексное решение ряда проблем в социо-культурной и языковой адаптации не только детей-мигрантов, но и их семей. Родители должны оказывать детям необходимую помощь. Наша страна многонациональная и мы должны сделать все для того, чтобы ребёнок почувствовал себя «своим». Социально-образовательный проект «СО-единение» позволяет выработать комплексную модель решения актуальной проблемы оказания социально-психологической, образовательной и культурно-языковой адаптации семей-мигрантов, в том числе переселенцев с Украины, ЛНР и ДНР с детьми в возрасте от 6 до 17 лет, не владеющих или плохо владеющих русским языком, обещающихся в школах г.Нягань. Методическая база изучения русского языка, используемая сегодня при подготовке предметных уроков и внеурочных мероприятий по гражданскому и патриотическому воспитанию, ориентирована на широко известные, хорошо изученные в охватываемых методиках работы факты 20 века и прошлых веков. Наш проект берет за основу актуальные проблемы адаптации семей с детьми-мигрантами в новой языковой среде, укрепление атмосферы межнационального согласия и гражданского единства в обществе мероприятий. Кроме содержательной теоретической части предлагаемых мероприятий проект «СО-единение» основан на апробированном авторском материале (разработки занятий, тестов, мастер-классов, мероприятий, методик различного уровня и др.), которые позволят сформировать у учащихся образовательные, культурные и эмоциональные связи с реальным временем и современными условиями жизни, ценностными ориентирами.
Совместная работа и усилия детей, педагогов и родителей при подготовке различного рода занятий и мероприятий будет способствовать созданию доброжелательной и творческой атмосферы в школьном сообществе. Участие в экскурсиях, семинарах, мероприятиях вовлечет семей с детьми-мигрантами и педагогов в совместную работу, позволит получать удовлетворение от социально-значимой деятельности с практическим применением новых языковых навыков общения.

Обоснование социальной значимости

В настоящее время в России проживают граждане более 190 национальностей и народностей. Для Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в том числе для города Нягань, характерна высокая миграционная нагрузка ввиду активно развивающейся инфраструктуры. Основными институтами первичной социализации детей-мигрантов являются семья и образовательная организация. В.Путин отметил, что «количество детей мигрантов в наших школах должно быть таким, чтобы это позволяло не формально, а фактически глубоко адаптировать их к российской языковой среде, к культурной среде, чтобы они могли погружаться в систему российских ценностей» (https://tass.ru/obschestvo/11028815). Если ребёнок мигранта не знает русского языка, это означает только одно-в его семье не говорят на русском языке только потому, что его не знают. Хинштейн писал, что дети мигрантов не имеют должного воспитания и соответствующей культуры, чтобы влиться в цивилизованное общество. И это проблема на сегодняшний день особо актуальна. Для освещения глубины данной проблемы на базе 9 школ города среди педагогов и специалистов работающих с детьми-мигрантами проведено исследование (Результаты опроса находятся по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1nNcGZ9brz-LUNziH0_SsCLwmsVJTpW6V/view?usp=drive_link, https://vk.com/poll-218290249_875685126). Ежегодно более 100 детей-мигрантов поступают в школы города. За три последних года их общая численность увеличилась до 610 человек. Как правило, поступающие в школу дети-мигранты распределяются в классы по возрасту. Освоение школьной образовательной программы по возрасту ребёнку-мигранту не посильно в виду языкового барьера и ряда других причин. Семьям и детям-мигрантам приходится тратить долгие годы на адаптацию в новой языковой среде, преодолевая социальные и психологические трудности. Проект «СО-единение» поможет семьям с детьми-мигрантами научиться читать и писать на русском языке, осознанно общаться с окружающими, преодолеть тревожность, справляться с эмоциями, правилам поведения в обществе, повысить качество успеваемости в школе, оказывать взаимопомощь, ставить перед собой задачи и находить правильные пути их решения, уважать окружающих людей и их культуру, найти друзей. Проект «СО-единение» направлен на повышение профессионального уровня педагогов и специалистов осуществляющих языковую и социокультурную адаптацию детей-мигрантов, с учётом приоритетов государственной политики в сфере образования и концептуальных подходов к организации педагогической деятельности в области обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения. Разработка и апробация комплексной программы по социально-психологической, образовательной и культурно-языковой адаптации подразумевает одновременную работу с ребёнком-мигрантом и его родителями. Данная программа доступна и актуальна, а также обладает расширенной универсальностью, так как позволяет организовать занятия семьями и детьми-мигрантами разных национальных принадлежностей и языковых культур. Исследовав проблему адаптации и социализации детей-мигранотов, мы сделали вывод о том, что аналогичная ситуация свойственна не только нашему городу округу, но и всем регионам России. Многочисленные видео и статьи служат тому подтверждением (https://tass.ru/obschestvo/11028815 -«В.Путин: доля детей мигрантов в школах должна позволять адаптировать их к российской среде», https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-obucheniya-detey-migrantov -«актуальные проблемы обучения детей-мигрантов», https://www.youtube.com/watch?v=HsWPspjoKrQ –«Дети-мигранты в образовательном процессе: проблемы и пути их решения», https://360tv.ru/tekst/obschestvo/deti-migrantov-stali-problemoj-v-rossii/-«Сложности адаптации. Не знающие русский язык дети мигрантов стали проблемой в России»). Для реализации проекта подобрана высококвалифицированная команда специалистов – учителя русского языка и литературы, учителя истории и обществознания, эксперты, психологи, социальные партнёры, волонтёры, имеющие большой опыт педагогической и профессиональной деятельности. В статью «Финансирование проекта» включены ресурсы, необходимые для проведения занятий и мероприятий в рамках проекта. Основными ключевыми результатами проекта станут: дети-мигранты от 6 до 17 лет, в том числе переселенцы с Украины, ЛНР и ДНР и их законные представители не владеющие или плохо владеющие русским языком, обещающиеся в школах г.Нягань общей численностью не менее 300 человек. Наша страна многонациональная и наша задача не только помочь детям мигрантов в обучении, но и сделать все для того, чтобы они почувствовали себя «своими», а не чужим. Это сделает наше общество чуточку лучше и понятнее, а нашу страну для семей мигрантов и их детей родной. Проект «СО-единение» направлен на популяризацию русского языка и истории России, укрепление атмосферы межнационального согласия и гражданского единства в обществе, воспитание патриотизм и чувства ответственности за будущее своей страны.

Цели

  1. Оказать комплексную социально-психологическую, образовательную и культурно-языковую адаптацию семьям с детьми-мигрантами в возрасте от 6 до 17 лет, не владеющих или плохо владеющих русским языком, обещающихся в школах г.Нягань

Задачи

  1. 1. Организационная и информационная кампания проекта
  2. 2. Психологическая адаптация семей с детьми-мигрантами
  3. 3. Обучение детей-мигрантов и их родителей чтению и письму на русском языке
  4. 4. Социокультурная адаптация детей-мигрантов и их родителей
  5. 5. Распространение успешного опыта по повышению доступности школьного образования для детей- мигрантов. Освещение информации через СМИ о проблеме и реализации проекта, его результативности и дальнейших перспективах развития.