Социальный театр
Описание проекта
За последние годы наблюдается рост подростковой преступности, распространяется пивной алкоголизм, табакокурение, игровая зависимость, что, безусловно, препятствует гармоничному развитию личности, сознательному выбору жизненного пути, профессии, повышает риск девиантного поведения, правонарушений. Также нельзя игнорировать тот факт, что воспитательный потенциал многих современных семей страдает, родители зачастую устраняются от выполнения своих прямых обязанностей по воспитанию детей. Поэтому очень важной задачей всех субъектов профилактики является внедрение новых идей и подходов в деятельность учреждений, работающих с семьей и детьми. Необходимо использовать новые технологии, интересные несовершеннолетним, многофункциональные по своим возможностям. Именно такой технологией является «Социальный театр».
Театр является мощным инструментом социальных преобразований. Уникальность театральной методики состоит в том, что она легко адаптируется к тем целям и задачам, которые ставит перед собой специалист социального обслуживания по профилактике негативных социальных явлений среди подростков, созданию адекватного информационного поля, формированию устойчивой жизненной позиции.
Во время работы создания спектакля специалист может помочь участникам пережить сложные моменты во взаимоотношениях, помочь найти выход из сложной ситуации. Решение проблем личности через театральный персонаж безопаснее для наших клиентов. Созданный на сцене образ может помочь им глубже раскрыться, больше внимания уделить собственной внутренней реабилитации, пересмотреть взгляды, сделать переоценку ценностей, найти необходимый и часто ускользающий в реальной жизни выход.
Социальный театр способен усилить эмоциональную и психологическую составляющую обращения к аудитории и стать эффективным средством, позволяющим рассматривать, в том числе деликатные вопросы, особенно если речь идет о подростковой и молодежной аудитории.
Социальный театр позволяет удовлетворить потребности подростков в проживании разных ролей, эмоций, получить опыт преодоления личностных и социальных проблем, отраженных в социальной роли, сформировать свое отношение, позицию к проигрываемому социальному факту, стать автором и актером собственной стратегии поведения в сложной социальной ситуации. В отличие от академического социальный театр интерактивен к своему сценарному замыслу, его реализации, поощряет креативный подход к реализации сценарного замысла.
Проект «Социальный театр» является продуктивной формой воздействия, которая позволяет поддержать и отвести от опасной черты колеблющихся молодых людей и заставляет задуматься тех, кто находится за чертой. Технология преследует цель формирования осознанного позитивного отношения к себе как к личности, которая может выбирать и осознанно говорить «нет» искушениям подростковой субкультуры. Он формирует у участников способность вести осознанный образ жизни и строить свою жизнь здоровой в психологическом и физическом плане в окружающей нас непростой социальной действительности.
Целевая группа проекта:
несовершеннолетние от 8 до 16 лет из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Сроки реализации проекта:
Организационный этап (сентябрь 2020 года) подготовка условий для реализации проекта:
Набор подростков в театральный коллектив;
Составление планов, подбор репертуара;
Распространение объявлений о наборе в группу.
Практический этап (октябрь 2020 год – сентябрь 2021 год) реализация проекта:
Организация занятий по актерскому мастерству;
Организация тренингов, игр;
Изготовление и подготовка реквизита, декораций;
Постановка спектакля;
Участвовать в различных творческих конкурсах и фестивалях.
Аналитический этап (октябрь – ноябрь 2021 года) анализ итогов реализации проекта:
Обобщить результаты работы;
Организовать фестиваль –отчет о реализации проекта;
Выпустить методический сборник о реализации проекта
Содержание проекта
- предварительные качественные и количественные результаты работы с несовершеннолетними
За счет постоянной практики публичных выступлений, ребята станут более уверенными, разовьют в себе лидерские качества. Во время выступлений они будут демонстрировать свои творческие возможности, умение видеть мир глазами своего персонажа, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, умение сопереживать.
Подростки, имеющие проблемы в поведении, получат возможность реализовать свои главные потребности: самоопределение, физическую активность, компетентность и успешность. Но особенно важно то, что вовлечение подростков в социально-значимую деятельность позволяет формировать социально-ответственное поведение, навыки позитивного общения со сверстниками и взрослыми, что, безусловно, способствует профилактике преступлений и правонарушений, детско-родительских конфликтов.
У несовершеннолетних из семей «группы риска» должна быть отмечена повышенная активность к участию в социально-значимых мероприятиях, творческих конкурсах.
Социальный эффект от реализации проекта:
- повышение творческого и культурного потенциала подростков;
- снижение количества правонарушений;
- социализация несовершеннолетних;
- положительная динамика психокоррекции эмоциональных нарушений и проблемного поведения;
- создание безопасного пространства для несовершеннолетних в социуме;
- обучение навыкам разрешения конфликтных ситуаций в семье и подростковой среде;
- пропаганда здорового образа жизни;
- реализация творческих способностей.
В технологии используются различные методы:
- игровой;
- наглядный;
- метод импровизации;
- метод дидактической игры;
- метод сценической речи;
Формы работы:
- индивидуально-групповые;
- игровые;
- репетиции;
- ролевые игры;
- творческая мастерская;
- актерское мастерство.
Материально- технические ресурсы:
мягкое половое покрытие, ширмы, мягкие модули, музыкальное оборудование, световое оборудование, микрофоны, костюмы, декорации, микшерный пульт.
Правильно организованная социально-педагогическая работа с семьями позволяет достигать желаемого результата, более эффективно решать поставленные задачи по воспитанию и развитию гармоничной личности.
Ожидаемые результаты: постановка социально-значимого спектакля «Сказки сквозь камни», создание стабильно театрального коллектива с участием несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Цели
- Создание социального театра для подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Задачи
- Создание условий для включения несовершеннолетних, в т.ч. состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, в художественно- просветительскую социально- значимую деятельность
- Содействие в реализации воспитательного потенциала несовершеннолетнего, нравственного и эстетического воспитания несовершеннолетних
- Развитие способностей несовершеннолетних: ораторского искусства, пластичности, способности ярко выражать свои эмоции, организованности
- Привлечение общественности к проблемам социально- незащищенных слоев населения через постановку социально- ориентированных спектаклей
- Приобщить несовершеннолетних к миру прекрасного