Современные методы коррекции поведенческих проблем у детей с РАС через АВА-терапию
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Семьи, воспитывающие детей с РАС
Описание проекта
Проект планируется реализовать на базе центра восстановления и развития "Счастливая мама".
Проект предполагает комплексный подход по работе не только с ребенком, но и с семьей в целом, где к каждому ребенку с РАС будет индивидуальный подход через современные коррекционные занятия АВА-терапии. Через индивидуальный план поэтапного развития и помощь специалиста ребенок осваивает новые навыки, от элементарных бытовых навыков самообслуживания до корректного поведения в социуме. Индивидуальная работа специалиста АВА-терапии начинается с комплексного тестирования (VB-MAPP) всех навыков ребенка. Диагностика по VB-MAPP – это инструмент оценки начальных, имеющихся навыков, по нему составляются индивидуальные цели и их реализация через эффективные методики и тренинги, в которых определяется причина нарушения поведения и отсутствия определенного навыка. По результатам тестирования составляется программа по дальнейшей коррекционной работе с ребенком. Программа предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия с ребенком, как на базе центра со специалистом АВА-терапии, так и в домашних условиях при помощи родителей, где групповые занятия с детьми способствуют улучшению взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Методы терапии помогают освоить навыки взаимоотношений в социуме, детско-родительских отношений, отношений со сверстниками, а так же помогают адаптировать ребенка с РАС в окружающем мире. Специалист АВА-терапии проводит индивидуальную работу с каждым родителем, помогая им освоить основы методов АВА-терапии и внедрить их в повседневную жизнь ребенка. А через групповые семинары-практикумы родители будут учится работать со своим ребенком, делится опытом друг с другом, получать новые знания от ведущих специалистов в области нового направления АВА-терапии.
Проект рассчитан на 4 месяца, первый месяц - организационный, далее 3 месяца будут полностью задействованы для прохождения трех курсов АВА-терапии для 10 семей, воспитывающих детей с РАС (10 детей и 10 родителей). Один курс - один месяц, через день, итого 12 занятий в месяц. Продолжительность каждого занятия 1 час. В последние дни проекта состоится итоговое мероприятие по проекту с экспертами.
Так как категория детей с РАС достаточно обширна, поведенческие нарушения у данной категории достаточно разнообразны, поэтому невозможно на стадии проектирования определить точно, с чем нам придется столкнуться при коррекционной работе. Но мы понимаем, что качественно мы можем поработать только с 10 – ю семьями.
Обоснование социальной значимости
Что такое Ава-терапия? Это эффективный и результативный метод коррекции детей с проблемами поведения, бытовых навыков самообслуживания, коммуникации, мотивации. АВА-терапии - это работа на результат. Специалист АВА-терапии, сотрудничая с родителем достигает определенных результатов коррекции у ребенка.
Поскольку дети с РАС, имеют наличие статуса инвалидности, тем самым являются уязвимой и слабозащищенной социальной группой, которым в первую очередь нужна помощь и поддержка. У данной категории детей наблюдается поведенческое расстройство, которое эффективно корректируется только методами АВА-терапии.
На сегодняшний день с при помощи медикаментов не возможно излечиться от аутизма, но при помощи современных методик АВА-терапии можно улучшить качество жизни людей с РАС.
За 2020 год Федеральная служба государственной статистики предоставила отчет (https://rosstat.gov.ru/folder/13721) в области здравоохранения по распределению впервые признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет по формам болезни, где четко прослеживается рост по показателей "психические расстройства и расстройства поведения", в 2005 году - 8 878 человек, но уже на 2020 год показатель вырос до 18 844 человек. За последние пять лет показатель увеличился в 1,3 раза. По данным Минздрава РФ, распространённость РАС в России составляет около 1% детской популяции. Детей с психическими нарушениями становится все больше с каждым годом. По официальным данным из управления социальной защиты населения по г.Мегиону количество детей-инвалидов за 2020г. составляет 256 человек, из них 113 с психическими расстройствами и расстройствами поведения.
В нашем маленьком городе нет специалистов в области АВА-терапии: в государственных и негосударственных учреждениях, в которых можно получить помощь для детей с РАС, как на бесплатной, так и на платной основе. Так же нет учреждений, где можно получить комплексную подход конкретно для семей, воспитывающих детей с РАС.
Ближайшая АВА-терапия находится в г. Нижневартовске и г. Сургуте, где в основном проходят занятия на платной основе. В связи со сложившейся ситуацией пандемии COVID-19 данный проект весьма актуален. Многие семьи потеряли источники доходов, остались без средств существования. Нет возможности выезжать в отдаленные учреждения других городов за АВА-терапией.
Цели
- Коррекция нежелательного поведения детей с РАС
Задачи
- Формирование среды для коррекционной работы через АВА-терапию
- Диагностика детей с РАС
- Совместная работа специалиста АВА-терапии с родителями для коррекции поведения детей с РАС
- Проведение курсов АВА-терапии с детьми с РАС
- Подведение итогов проекта