Совята-реабилитация детей с сенсорными нарушениями
Проект реализует:
Целевые аудитории
- дети-инвалиды, имеющие сенсорные нарушения, в том числе дети с расстройствами аутистического спектра.
- Дети с дисфункцией сенсорной интеграции
Описание проекта
"Совята"-это комплексная программа для абилитации и коррекции речевых и поведенческих нарушений у детей-инвалидов, в том числе детей с расстройствами аутистического спектра. В рамках проекта на базе действующего центра для особенных детей будет оборудован сенсорно-динамический зал как одна из составляющей частей нейропсихологической коррекции. Уникальность проекта в том, что в нашем центре применяется междисциплинарный подход,основанный на нейропсихологической коррекции с элементами сенсорной стимуляции (как часть программы коррекции сенсорной дисфункции, алалии, ЗПР, логоневрозов и пр).
Это значит что например для развития и запуска речи ребенку нужен не только логопед, но и другие специалисты. Для коррекции поведения нужен не только психолог, но и инструктор ЛФК и массажист, который снимет излишнюю напряженность в теле. Мы придерживаемся правила Павлова "Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга". В наше время почти у всех детей наблюдаются сенсорные нарушения-они не любят прикосновений, шума и света, они полностью не владеют своим телом, не любят песок и грязь, боятся воды. Это лишь часть сопутствующих проблем у детей-инвалидов с нарушением сенсорики. Больше всего сенсорных нарушениям подвержены дети-аутисты. В целях их социализации нами проводятся такие занятия как:
-мозжечковая стимуляция (работа с балансирами,пендалином, межполушарными досками)
-нейрофитнес (прыжки на нейроскакалках,нейробатуте и работа на нейротренажерах)
-занятия с нейрологопедом-афазиологом (с применением аппарата Дэнас)-единственный специалист такой квалификации в нашем городе
-нейрорисование или как мы ее называем нейромастерская (с использованием эбру-терапии, рисования светом и песком)
-БОС-терапия
-работа с нейропсихологом.
В рамках проекта дополнительно будет оборудован нейродинамический зал(сенсорно-динамический зал Совы),который просто необходим для детей у которых отсутствует нейромоторная готовность к школе и обучению,а также для тех у кого имеются сенсорные нарушения. Особенно показана работа в таком зале детям с расстройствами аутистического спектра. Работа в таком зале позволит детям прочувствовать свое тело, научиться управлять им. Для более качественной и эффективной работы нейропсихолога сенсорная комната в детском центре будет дополнена интерактивной песочницей и другим оборудованием, которое позволить стабилизировать сенсорный дефицит либо наоборот снизить гиперактивность у детей, т.е. для каждого нарушения будут применяться соответствующие подходы и методы. Все занятия в нашем центре проводятся бесплатно, поскольку центр является поставщиком социальных услуг, поэтому в рамках проекта мы планируем охватить 120 детей (дети с сенсорными нарушениями из общего числа детей, проходящих реабилитацию в нашем центре).Данный проект будет долгосрочным, ведь услуги будут предоставляться детям и по окончании проекта.
Обоснование социальной значимости
Согласно отчета ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по ХМАО-Югре"( http://www.86.gbmse.ru/about/pd/ )большую долю среди заболеваний у детей с инвалидностью по региону,составляют психические расстройства и расстройства поведения.В данную группу входит спектр заболеваний для которых при отсутствии своевременной и качественной психолого-педагогической работы неминуемым результатом является социальный ущерб.Ребенок не способен говорить либо при наличии речи имеет сенсорные нарушения,которые не позволяют ему овладевать обучению,социальным навыкам,простейшей коммуникации и самообслуживанию.Помимо детей инвалидов есть категория детей у которых нет инвалидности,но присутствуют признаки сенсорной дисфункции либо отсутствует нейромоторная готовность к школе,что не позволяет ребенку полноценно усваивать школьный материал.Сам факт первого похода в школу это эмоциональный стресс и помимо этого необходимо усваивать учебный материал,удерживать внимание,сидеть целый урок,устанавливать отношения со сверстниками,учителями. Неудачи в школе снижают самооценку малыша,лишают мотивации и нередко приводят к получению относительно низкого уровня образования в отношении имеющихся интеллектуальных возможностей.Чрезмерная импульсивность и гиперактивность,являющиеся спутниками сенсорных нарушений негативно влияют на оценку поведения ребенка учителями.Его воспринимают как непослушного,а непослушные–получает клеймо «трудного ребенка".Школа становится источником неудач,у детей пропадает желание учиться,агрессия и как защитная реакция-частые болезни,плохое поведение.Именно с такой проблемой обращаются к нашему психологу родители школьников.В минувшем году с проблемами таких нарушений к нам обратилось 38 семей,где дети не имеют инвалидности.Родители начинают бить тревогу,нанимают репетиторов,а когда уже невозможно сдерживать психоэмоциональное состояние ребенка обращаются к психологам.Немалую часть детей с проблемами составляют дети раннего возраста.Родители обращаются к нам в центр с проблемой речевой задержки и уже в момент диагностики нашим специалистом они узнают что изначальная проблема в сенсорных нарушениях,о которых они даже не подозревали.Только за последний квартал 2020 года таких семей обратилось 12 Именно обращения семей с такими детьми в наш центр стало мотивацией в поиске новых методов работы с детьми,изучения данной проблемы и создания уникальной программы нейрокоррекции. Основная проблема таких семей в том,что родители зачастую не осознают проблему и не умеют раб
Цели
- Улучшение психофизического состояния детей-инвалидов с сенсорными нарушениями, в том числе с расстройствами аутистического спектра и детей с дисфункцией сенсорной интеграции с применением специализированного оборудования "Дом Совы"
Задачи
- Организация пространства для нейродинамических занятий
- Организация коррекционной и профилактической работы с детьми-инвалидами, в том числе с расстройствами аутистического спектра