Создание театральной студии для детей с ОВЗ "Кулиска"

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.04.2022 - 30.06.2022
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Первый конкурс 2022)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
770 273 руб.
Размер гранта
690 273 руб.
Cофинансирование
80 000 руб.

Целевые аудитории

  1. дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Описание проекта

Одним из наиболее значимых методов психодиагностической работы, в том числе и работы по адаптации ребенка с ОВЗ к дошкольному учреждению является сказка. Она представляется «как средство передачи жизненного опыта от одного поколения к другому». Сказка — это один из необходимых элементов воспитания ребенка. Она простым и доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, развлекает и утешает, мастерски вуалируя нравоучения и назидания под яркими красками сказочных историй. Сказка является примером, по которому ребенок, учиться строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Она действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но, тем не менее, точно и прямолинейно ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться.
В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Воздействие театрализованной деятельности на психологическое развитие ребенка основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор, миниатюрные формы российского этнического богатства оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей дошкольном возрасте.
Ребенок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.
Коммуникативные действия в театрализованной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста - игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль - та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.
Театральный фестиваль "Театральные встречи" наделяется тематикой встреч, произведения для выступления воспитатели с детьми выбирают самостоятельно. В рамках работы театральной студии планируется работа над произведениями русской литературы.
Одна из самых эффективных методик развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – актерское искусство. Другими словами, играя роль, ребенок с ОВЗ учится лучше понимать и выражать себя, управлять собой, он тренирует познавательные способности — мышление, внимание, память, речь, а также вырабатывает навыки, позволяющие чувствовать себя увереннее и преодолевать страх.

Обоснование социальной значимости

РИА Новости рассказала доцент кафедры логопедии МПГУ, кандидат педагогических наук Марина Любимова."Стало много детей с речевыми нарушениями. О причинах такого увеличения количества детей можно говорить очень долго. Они абсолютно разные. Но факт остается фактом, что к логопедам обращается все больше детей и дошкольного возраста, и школьного возраста, с нарушениями устной речи и с нарушениями письменной речи". Газета Вести Образования 5 сентября 2021 года опубликовала следующую новость"В России около 60% школьников приходят в первый класс с нарушениями устной речи, к которым также добавляются проблемы с письмом и чтением. Об этом в понедельник заявила ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, член экспертного совета Ассоциации родителей детей и взрослых с дислексией Маргарита Русецкая.
«Изменение системы диагностики привело к тому, что значительная часть детей не получает помощь вовремя, в дошкольный период, и, соответственно, число детей с нарушением письма и чтения в школе увеличивается. Это статистически доказанный факт. Таких детей и ранее было 20–25%. Сейчас, по самым скромным подсчетам, до 60% детей приходят в первый класс с нарушениями устной речи. И к ним еще добавляются трудности письма и чтения», – сказала она на пресс-конференции в ТАСС"
Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для выступления на сцене), привлечения ребенка показать себя перед аудиторией.
Работа над словообразованием включает в себя использование всех выразительных средств в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные потребности:
- экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные вокализации, выразительные
движения тела);
- предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, позы).
В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной)речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», то есть выверенные хронологические, логические, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образы речи дети используют впоследствии как готовой речевой материал в свободном речевом общении.
Театрализованная развивающая среда для ребенка с нарушением речи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развитие речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других). И предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.
В период дошкольного детства окружающие ребенка взрослые часто не придают значения тем или иным особенностям развития, считая их
индивидуальными вариантами нормы или полагая, что с возрастом трудности исчезнут сами по себе. Осознание имеющихся проблем происходит с опозданием, когда ребенок, поступивший в первый класс, начинает испытывать множественные трудности в овладении чтением и письмом, оказывается не в состоянии освоить школьную программу.
Процессы формирования речевых навыков, сформированность лексикограмматической стороны речи, осознание языковой действительности у многих
детей происходит с опозданием или оказывается в той или иной степени нарушенным. Исследования последних лет показали, что у более 55% детей,
поступающих в первые классы массовых школ, не завершен дограмматический период усвоения языка; у 60% современных дошкольников есть проблемы в овладении родным языком, в правильности речевых высказываний; более 50% детей дошкольного возраста составляют группу риска в связи с высокой
вероятностью возникновения у них в будущем недостатков чтения и письма. (Лебедева Т.В.)
Выступая перед зрителями, они отдаются своей роли полностью, получая восхищение и похвалу со стороны педагога и родителей. Такие мероприятия дают детям чувство ответственности и преданности своему делу. В составлении сценария они предлагают свои идеи, фантазии, тем самым чувствуя себя сценаристами, режиссерами. Педагог обязан прислушиваться к мнению каждого ребенка, мнение каждого должно быть услышано. Не меньшую важность в развитии личностных качеств ребенка играет роль работа в команде. Ставя перед детьми одну общую задачу, формируется в детях чувство сплоченности, ответственности перед командой, умение находить общий язык со сверстниками. Дети, которые занимаются в студии, могут раскрыть свои таланты. Например, артиста, режиссера, певца, художника, звукооператора, сценариста и т.д. Потому что театр включает в себя множество профессий, направлений. Общаясь с разными людьми разного характера, человек должен быть гибким в разных условиях жизни, человек должен меняться, но при этом оставаться собой.

Цели

  1. Создание условий для организации реабилитации, обучения театральному искусству детей с тяжелыми нарушениями речи, формирование активной команды педагогов: логопедов и воспитателей посредством создания и организации деятельности театральной студии «Кулиска» с 1 апреля 2022 по 15 июня 2022 г.

Задачи

  1. Создать и организовать деятельность театральной студии «Кулиска» для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
  2. Организовать и провести театральный фестиваль для детей с приглашением детей с ОВЗ "За кулиской"
  3. Постановка и премьера спектакля, выступление в МАДОУ «Радуга», в МБОУ ДО "ДДТ "Новое поколение"

`