Стойбищная школа на языке ханты «Рӑӽәм њаԓәм ҷӓв»

Реализуется
Сроки реализации 01.09.2024 - 30.04.2025
Источник финансирования Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2024)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 847 090 руб.
Размер гранта
913 360 руб.
Cофинансирование
933 730 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Коренные жители Аганского ягельного Бора (оленеводы Айпины коренные жители с. Варьеган Нижневартовского района)
  2. Обучающиеся ( Варьеганская ОСШ и МБОУ "Новоаганская ОСШ №1,Аганская средняя школа ) от 8до 17 лет
  3. Студенты и магистранты, научное и экспертное сообщество направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Хантыйская филология».
  4. Взрослая категория населения региона от 18 до 76 лет (Население трудоспособного возраста)
  5. Работники образования, специалисты, социальные работники работающие детьми и с семьями, из числа КМНС.

Описание проекта

Стойбищная школа на языке ханты «Рӑӽәм њаԓәм ҷӓв – Родная речь» – это обновлённый проект, необходимый для обязательного проведения ,направленный на активное вовлечение педагогов хантыйского языка , магистрантов, обучающихся детей и их родителей в совместную практику этноязыкового взаимодействия, для сохранения и развития языка и культуры коренного народа ханты. Он является логическим продолжением социальных грантовых проектов по популяризации и изучению языка и этнических традиций проектов «Мир народа ханты «Эвут-Рап» (языковая площадка) и экотропа Аганского ягельного бора Фонда «Мир Добра» (август 2022) с учетом опыта и качественных результатах , следующими этапами реализации:
1.Организация регулярных, комплексных экспедиций волонтёров и преподавателей языка в Аганский ягельный Бор на родовых угодий Айпиных ,с организацией открытого образовательного и игрового пространства, для родителей и детей коренных народов , для передачи опыта общения без отрыва от традиционного уклада жизни, с проведением мастер-классов на природе, детской хантыйской литературой , интерактивным оборудованием. Проектом предполагается создание этноязыковых программ и обучающих практик , позволяющих родителям КМНС самостоятельно изучать сургутский диалект хантыйского языка, а также организовать общение на нём со своими детьми – в процессе совместного чтения, цифровых, речевых, коммуникационных играх, общениями старейшинами Рода, наставниками ,что позволяет получать дополнительные знания и пробуждать интерес к обучению как родного языка. Лучше всего это сделать погружением обучаемых детей КМНС в естественную среду обитания, на природе,с передачей опыта общения уже в школе на интенсивах по коренному языку, развивая при этом практику будущих филологов и волонтёрское движение студентов и местный экотуризм.
2.Сериями интенсивов в образовательных учреждениях г. Нижневартовска , СОШ п. Варьеган, с профессиональными преподавателями языка и практикующими студентами филологами, содержание которых предполагает получение новых знаний о сургутском диалекте хантыйского языка (его фонетическом составе, лексике, особенностях словообразовательной, морфологической и синтаксической системы), а также этнических традиций и культуры коренных народов Югры. Интенсивы – это форматы лекционного и практического занятия, которые проходят в активной игровой форме. Языковой материал интенсива предполагает использование лексики хантыйского и русского языков и активное использование лексикографических источников разными способами подачи материала, в том числе и дистанционно. Проект пропагандирует культуру и развитие языка ханты, даст эффект группы детей с устойчивым знанием основ языка ханты и первоначальными навыками жизни в лесу. Информация о проекте в средствах массовой информации привлечёт внимания всех жителей Югры, приобретёт популярность среди этнических ханты, проживающих в посёлках Варьеган, Новоаганск, Аган, Нижневартовского района ХМАО-Югра.

Обоснование социальной значимости

Сургутский диалект хантыйского языка считается исчезающим языком, количество носителей данного наречия к 2025-2030 гг. может сократиться более чем в три раза. Вымирание диалекта хантыйского языка следует рассматривать как катастрофу в атласе языков Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Региональное образование является основополагающим фактором становления личности обучающегося из числа коренных малочисленных народов Севера. В данном направлении необходимо проводить продуктивную работу, направленную на расширение использования методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями обучающихся через различные формы занятий, в том числе, интенсивы. Однако следует отметить, что учебный предметы «Родной (хантыйский) язык» и «Родная литература» не входят в обязательную учебную нагрузку школ ХМАО-Югры. Школы округа вынуждены изучать хантыйский язык только во внеурочной деятельности. Количество часов, отведённое на преподавание родного (хантыйского) языка очень мало – 2 часа в неделю . Считаем, что реализация этнокультурной составляющей в содержании предмета «Родной (хантыйский) язык» возможна через презентацию вербальных и невербальных артефактов. Отсюда возникает необходимость организации Проекта стойбищной школы «Рӑӽәм њаԓәм ҷӓв – Родная речь» - проведения комплексных экспедиций волонтёров и преподавателей языка и серий интенсивов создание языковой площадки по изучению сургутского диалекта хантыйского языка с этнокультурной составляющей для обучающихся детских садов, школ, ссузов и вузов округа из числа КМНС. От качества обучения родному языку в погружением в естественную языковую среду, природопользования зависит качество общего образования современного поколения коренных малочисленных народов Севера. Заниматься традиционными промыслами у КМНС, особенно молодежи нет возможности, нет знаний, теряются навыки . Результаты анкетирования жителей национальных деревень Уполномоченным по правам человека Югры показывают, что более 70% опрошенных не владеют родным языком, традиционными способами вылова рыбы, охоты и ведения хозяйства , при этом 50% хотели бы получить навыки и знания родного языка.По опыту первой стойбищной школы -необходимо увеличение числа занимающихся детей КМНС, с повышением на 30 % уровеня владения основ родныго языка, с заинтерисованностью и получением первоначальных навыков природопользования, с надеждой и уверенностью на продолжения обучения по этой иновации, являясь примером для своих свестников в местной школе.(Ссылки в п. 7.1)

Цели

  1. Создание условий для сохранения и популяризации сургутского диалекта хантыйского языка,как живого языка бытового и семейного общения среди этнических хантов Нижневартовского района Югры,с организацией учебной и культурно-просветительской деятельности и применительных практик хозяйствования КМНС учащихся в осенне-зимне- весенний период, повышение интереса к изучению языка среди детей и взрослых Югры и передачей опыта заинтерисованным сторонам и развитию экотуризма .

Задачи

  1. Обучение детей хантыйскому языку, без отрыва от традиционной жизни и создания оптимального режима образовательного процесса с использованием авторских методик и технологий, навыкам владения традиционными промыслами коренных малочисленных народов Севера: • познакомить с историей хантыйского языка и культурных традиций, его современным состоянием • развивать лексическую догадку в интересах обучения говорению, чтению и аудированию на хантыйском языке; • показать сходство и различие двух языковых систем (русского и хантыйского языка)
  2. Разработка применительной практики приобщения целевой группы и участников-волонтеров студентов языковой площадки с инновациями в работе с детьми КМНС
  3. Расширение опыта и популяризация• проведение выездных интенсивов, создание учебного пособия «Фонетика современного хантыйского языка (сургутский диалект)»
  4. Развитие местного экотуризма

`