Стойбищная школа на языке ханты «Рӑӽәм њаԓәм ҷӓв»
Реализуется
Сроки реализации
01.09.2024 - 30.04.2025
Источник финансирования
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2024)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 847 090 руб.
Размер гранта
913 360 руб.
Cофинансирование
933 730 руб.
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Коренные жители Аганского ягельного Бора (оленеводы Айпины коренные жители с. Варьеган Нижневартовского района)
- Обучающиеся ( Варьеганская ОСШ и МБОУ "Новоаганская ОСШ №1,Аганская средняя школа ) от 8до 17 лет
- Студенты и магистранты, научное и экспертное сообщество направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Хантыйская филология».
- Взрослая категория населения региона от 18 до 76 лет (Население трудоспособного возраста)
- Работники образования, специалисты, социальные работники работающие детьми и с семьями, из числа КМНС.
Описание проекта
Стойбищная школа на языке ханты «Рӑӽәм њаԓәм ҷӓв – Родная речь» – это обновлённый проект, необходимый для обязательного проведения ,направленный на активное вовлечение педагогов хантыйского языка , магистрантов, обучающихся детей и их родителей в совместную практику этноязыкового взаимодействия, для сохранения и развития языка и культуры коренного народа ханты. Он является логическим продолжением социальных грантовых проектов по популяризации и изучению языка и этнических традиций проектов «Мир народа ханты «Эвут-Рап» (языковая площадка) и экотропа Аганского ягельного бора Фонда «Мир Добра» (август 2022) с учетом опыта и качественных результатах , следующими этапами реализации:
1.Организация регулярных, комплексных экспедиций волонтёров и преподавателей языка в Аганский ягельный Бор на родовых угодий Айпиных ,с организацией открытого образовательного и игрового пространства, для родителей и детей коренных народов , для передачи опыта общения без отрыва от традиционного уклада жизни, с проведением мастер-классов на природе, детской хантыйской литературой , интерактивным оборудованием. Проектом предполагается создание этноязыковых программ и обучающих практик , позволяющих родителям КМНС самостоятельно изучать сургутский диалект хантыйского языка, а также организовать общение на нём со своими детьми – в процессе совместного чтения, цифровых, речевых, коммуникационных играх, общениями старейшинами Рода, наставниками ,что позволяет получать дополнительные знания и пробуждать интерес к обучению как родного языка. Лучше всего это сделать погружением обучаемых детей КМНС в естественную среду обитания, на природе,с передачей опыта общения уже в школе на интенсивах по коренному языку, развивая при этом практику будущих филологов и волонтёрское движение студентов и местный экотуризм.
2.Сериями интенсивов в образовательных учреждениях г. Нижневартовска , СОШ п. Варьеган, с профессиональными преподавателями языка и практикующими студентами филологами, содержание которых предполагает получение новых знаний о сургутском диалекте хантыйского языка (его фонетическом составе, лексике, особенностях словообразовательной, морфологической и синтаксической системы), а также этнических традиций и культуры коренных народов Югры. Интенсивы – это форматы лекционного и практического занятия, которые проходят в активной игровой форме. Языковой материал интенсива предполагает использование лексики хантыйского и русского языков и активное использование лексикографических источников разными способами подачи материала, в том числе и дистанционно. Проект пропагандирует культуру и развитие языка ханты, даст эффект группы детей с устойчивым знанием основ языка ханты и первоначальными навыками жизни в лесу. Информация о проекте в средствах массовой информации привлечёт внимания всех жителей Югры, приобретёт популярность среди этнических ханты, проживающих в посёлках Варьеган, Новоаганск, Аган, Нижневартовского района ХМАО-Югра.
1.Организация регулярных, комплексных экспедиций волонтёров и преподавателей языка в Аганский ягельный Бор на родовых угодий Айпиных ,с организацией открытого образовательного и игрового пространства, для родителей и детей коренных народов , для передачи опыта общения без отрыва от традиционного уклада жизни, с проведением мастер-классов на природе, детской хантыйской литературой , интерактивным оборудованием. Проектом предполагается создание этноязыковых программ и обучающих практик , позволяющих родителям КМНС самостоятельно изучать сургутский диалект хантыйского языка, а также организовать общение на нём со своими детьми – в процессе совместного чтения, цифровых, речевых, коммуникационных играх, общениями старейшинами Рода, наставниками ,что позволяет получать дополнительные знания и пробуждать интерес к обучению как родного языка. Лучше всего это сделать погружением обучаемых детей КМНС в естественную среду обитания, на природе,с передачей опыта общения уже в школе на интенсивах по коренному языку, развивая при этом практику будущих филологов и волонтёрское движение студентов и местный экотуризм.
2.Сериями интенсивов в образовательных учреждениях г. Нижневартовска , СОШ п. Варьеган, с профессиональными преподавателями языка и практикующими студентами филологами, содержание которых предполагает получение новых знаний о сургутском диалекте хантыйского языка (его фонетическом составе, лексике, особенностях словообразовательной, морфологической и синтаксической системы), а также этнических традиций и культуры коренных народов Югры. Интенсивы – это форматы лекционного и практического занятия, которые проходят в активной игровой форме. Языковой материал интенсива предполагает использование лексики хантыйского и русского языков и активное использование лексикографических источников разными способами подачи материала, в том числе и дистанционно. Проект пропагандирует культуру и развитие языка ханты, даст эффект группы детей с устойчивым знанием основ языка ханты и первоначальными навыками жизни в лесу. Информация о проекте в средствах массовой информации привлечёт внимания всех жителей Югры, приобретёт популярность среди этнических ханты, проживающих в посёлках Варьеган, Новоаганск, Аган, Нижневартовского района ХМАО-Югра.
Обоснование социальной значимости
Сургутский диалект хантыйского языка считается исчезающим языком, количество носителей данного наречия к 2025-2030 гг. может сократиться более чем в три раза. Вымирание диалекта хантыйского языка следует рассматривать как катастрофу в атласе языков Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Региональное образование является основополагающим фактором становления личности обучающегося из числа коренных малочисленных народов Севера. В данном направлении необходимо проводить продуктивную работу, направленную на расширение использования методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями обучающихся через различные формы занятий, в том числе, интенсивы. Однако следует отметить, что учебный предметы «Родной (хантыйский) язык» и «Родная литература» не входят в обязательную учебную нагрузку школ ХМАО-Югры. Школы округа вынуждены изучать хантыйский язык только во внеурочной деятельности. Количество часов, отведённое на преподавание родного (хантыйского) языка очень мало – 2 часа в неделю . Считаем, что реализация этнокультурной составляющей в содержании предмета «Родной (хантыйский) язык» возможна через презентацию вербальных и невербальных артефактов. Отсюда возникает необходимость организации Проекта стойбищной школы «Рӑӽәм њаԓәм ҷӓв – Родная речь» - проведения комплексных экспедиций волонтёров и преподавателей языка и серий интенсивов создание языковой площадки по изучению сургутского диалекта хантыйского языка с этнокультурной составляющей для обучающихся детских садов, школ, ссузов и вузов округа из числа КМНС. От качества обучения родному языку в погружением в естественную языковую среду, природопользования зависит качество общего образования современного поколения коренных малочисленных народов Севера. Заниматься традиционными промыслами у КМНС, особенно молодежи нет возможности, нет знаний, теряются навыки . Результаты анкетирования жителей национальных деревень Уполномоченным по правам человека Югры показывают, что более 70% опрошенных не владеют родным языком, традиционными способами вылова рыбы, охоты и ведения хозяйства , при этом 50% хотели бы получить навыки и знания родного языка.По опыту первой стойбищной школы -необходимо увеличение числа занимающихся детей КМНС, с повышением на 30 % уровеня владения основ родныго языка, с заинтерисованностью и получением первоначальных навыков природопользования, с надеждой и уверенностью на продолжения обучения по этой иновации, являясь примером для своих свестников в местной школе.(Ссылки в п. 7.1)
Региональное образование является основополагающим фактором становления личности обучающегося из числа коренных малочисленных народов Севера. В данном направлении необходимо проводить продуктивную работу, направленную на расширение использования методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями обучающихся через различные формы занятий, в том числе, интенсивы. Однако следует отметить, что учебный предметы «Родной (хантыйский) язык» и «Родная литература» не входят в обязательную учебную нагрузку школ ХМАО-Югры. Школы округа вынуждены изучать хантыйский язык только во внеурочной деятельности. Количество часов, отведённое на преподавание родного (хантыйского) языка очень мало – 2 часа в неделю . Считаем, что реализация этнокультурной составляющей в содержании предмета «Родной (хантыйский) язык» возможна через презентацию вербальных и невербальных артефактов. Отсюда возникает необходимость организации Проекта стойбищной школы «Рӑӽәм њаԓәм ҷӓв – Родная речь» - проведения комплексных экспедиций волонтёров и преподавателей языка и серий интенсивов создание языковой площадки по изучению сургутского диалекта хантыйского языка с этнокультурной составляющей для обучающихся детских садов, школ, ссузов и вузов округа из числа КМНС. От качества обучения родному языку в погружением в естественную языковую среду, природопользования зависит качество общего образования современного поколения коренных малочисленных народов Севера. Заниматься традиционными промыслами у КМНС, особенно молодежи нет возможности, нет знаний, теряются навыки . Результаты анкетирования жителей национальных деревень Уполномоченным по правам человека Югры показывают, что более 70% опрошенных не владеют родным языком, традиционными способами вылова рыбы, охоты и ведения хозяйства , при этом 50% хотели бы получить навыки и знания родного языка.По опыту первой стойбищной школы -необходимо увеличение числа занимающихся детей КМНС, с повышением на 30 % уровеня владения основ родныго языка, с заинтерисованностью и получением первоначальных навыков природопользования, с надеждой и уверенностью на продолжения обучения по этой иновации, являясь примером для своих свестников в местной школе.(Ссылки в п. 7.1)
Цели
- Создание условий для сохранения и популяризации сургутского диалекта хантыйского языка,как живого языка бытового и семейного общения среди этнических хантов Нижневартовского района Югры,с организацией учебной и культурно-просветительской деятельности и применительных практик хозяйствования КМНС учащихся в осенне-зимне- весенний период, повышение интереса к изучению языка среди детей и взрослых Югры и передачей опыта заинтерисованным сторонам и развитию экотуризма .
Задачи
- Обучение детей хантыйскому языку, без отрыва от традиционной жизни и создания оптимального режима образовательного процесса с использованием авторских методик и технологий, навыкам владения традиционными промыслами коренных малочисленных народов Севера: • познакомить с историей хантыйского языка и культурных традиций, его современным состоянием • развивать лексическую догадку в интересах обучения говорению, чтению и аудированию на хантыйском языке; • показать сходство и различие двух языковых систем (русского и хантыйского языка)
- Разработка применительной практики приобщения целевой группы и участников-волонтеров студентов языковой площадки с инновациями в работе с детьми КМНС
- Расширение опыта и популяризация• проведение выездных интенсивов, создание учебного пособия «Фонетика современного хантыйского языка (сургутский диалект)»
- Развитие местного экотуризма
Похожие проекты
УниДок
Проект не получил поддержку
Сургут
500 000 руб.
Грант губернатора. Конкурс креативных индустрий (Конкурс IT 2024)
"Авторский знак" - литературно-краеведческий издательский проект.
Реализуется
Поддержка социально значимых проектов писателей и издательской деятельности
Другие страны, ХМАО-Югра, Ханты-Мансийск, Другие регионы РФ
Другой источник (Фандрайзинг)
Фестиваль «Сǝм мŷв» («Сердце земли»), посвященный 240-летию поселка Лемпино
Межнациональное и межконфессиональное согласие
Нефтеюганский район
906 440 руб.
АНО ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ СПОРТА И НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ЮГ...
Всего сотрудников
1
Юганская этнодеревня
Реализуется
Поддержка коренных малочисленных народов Севера
968 480 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2024)
АНО ТЦ ЮГАНСКАЯ ЭТНОДЕРЕВНЯ