Страницы истории в мастерской виртуальной реальности

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.02.2023 - 01.05.2024
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2023)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
2 848 843 руб.
Размер гранта
2 100 879 руб.
Cофинансирование
747 964 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Учащиеся общеобразовательных школ с 1-го по 11 класс города Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района
  2. Студенты заведений высшего и среднего специального образования города Ханты-Мансийска

Описание проекта

Идея проекта родилась из анализа мероприятий исторического и патриотического направления для детей и юношества, проводимых в библиотеке. Член команды проекта является координатором всероссийской олимпиады «Россия в электронном мире», в которой из 3 тысяч участников был только 1 школьник из Ханты-Мансийска (2021 год). Тысячи молодых ханты-мансийцев посещают ежегодно библиотеку, но мало кто из них имеет достаточные знания по истории России и Югры.
Для поднятия патриотического, культурного и исторического знания был разработан уникальный проект, который будет содержать информацию в разных видах: текст, видео, аудио, изображения и технологии виртуальной реальности, именно такие мероприятия мы назвали мультиформатными. В качестве источников будут использованы только проверенные материалы из фондов национальных библиотек, архивов и музеев, сайтов органов государственной власти. Сценарии по истории Югры будут написаны с применением материалов собственной генерации, созданные VR-мастерской Югры, об истории родного края. VR-мастерская Югры была создана на средства Гранта Губернатора https://okrlib.ru/projects/2298 в 2021.
Целевыми группами проекта являются студенты заведений высшего и среднего специального образования города Ханты-Мансийска, учащиеся общеобразовательных школ с 1-го по 11 класс города Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района. Для школьников Ханты-Мансийского района будут организованы экскурсии, во время которых они смогут посетить мероприятия в мастерской виртуальной реальности.
План проекта предусматривает создание 9 сценариев на актуальные темы по значимым датам в истории, культуре страны и родного края для детей школьного возраста и студентов в количестве не менее 500 человек. Все созданные материалы будут проходить экспертизу у историков и библиотекарей. Для каждого мероприятия будет создано 9 промороликов по каждой теме проекта. Для увеличения интереса к проекту будет организована онлайн-викторина, запущены проморолики в социальных сетях города Ханты-Мансийска и Х-М района и проведена информационная компания в СМИ.
Патриотические мероприятия никогда не теряют актуальности, но проект «Страницы истории в мастерской виртуальной реальности», учитывая опыт использования новых технологий, позволит школьникам и студентам своими глазами совершить виртуальное путешествие вглубь истории России и Югры.
Реализация проекта позволит решить ряд задач: приобретение оборудования в VR-мастерскую; подготовка и проведение мероприятий проекта; информационная кампания, подготовка промо-роликов; подготовка и проведение онлайн-викторины "По страницам истории" для развития интереса работы с историческими источниками, анализ проведенных мероприятий проекта.
Мероприятия проекта «Страницы истории в мастерской виртуальной реальности» - это уникальный синтез традиционных источников информации, цифровых ресурсов и технологий виртуальной реальности.

Обоснование социальной значимости

Команда проекта ежегодно участвует в проведении всероссийских онлайн олимпиад. По результатам 2021 года, в олимпиаде «Символы России» приняли участие 94682 человек, из Югры правильно смогли ответить на вопросы только 11,4% участников из 727 человек. В олимпиаде «Россия в электронном мире» за 2021 год из 3 тысяч участников, из округа зарегистрировано лишь 48 человек.
Крайне интересными оказались результаты исследования «Рождение гражданина»: политико-психологический анализ гражданственности российских старшеклассников» социологов МГУ в 2021 году. Оказалось, что позитивно к своей стране относятся всего 29,5%, негативно – чуть меньше, 25,5%. Половина опрошенных школьников не нашли поводов для гордости своей родиной: 7,6% опрошенных прямо заявили, что в России гордиться нечем, а 34,1% школьников вообще затруднились ответить на этот вопрос.
Для повышения чувства патриотизма, противодействия распространению недостоверной или фальсифицированной информации по истории России на территории города Ханты-Мансийска задуман уникальный по формату и содержанию проект, способный раскрасить привычные черно-белые страницы учебников по истории России и Югры. Он нацелен на историко-патриотическое воспитание и развитие интереса работы с историческими источниками у школьников и студентов. Идея проекта появилась благодаря многолетней работе с молодым поколением и основана на разработке и проведении мультиформатных мероприятий с использованием технологий виртуальной реальности на актуальные темы по истории России и Югры, российской государственности и культуре страны. Вся работа направлен на повышение интереса к истории и культуре страны и региона у школьников и студентов Ханты-Мансийска и района. Для школьников Ханты-Мансийского района будут организованы экскурсии, во время которых они смогут посетить мероприятия в мастерской виртуальной реальности.
Опираясь на рабочую программу курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном», сформирована программа на 2023-2024 гг. по темам: Наша страна – Россия, День народного единства (Россия и Югра), Государственные символы России и Югры, День конституции, День снятия блокады Ленинграда, День российской науки, День космонавтики, Югорчане в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., День русского языка.
Будет разработано 9 сценариев мероприятий, на которые будут приглашены в общей сложности не менее 500 участников. Проект предусматривает увеличение количества сценариев и наращивание количества участников проекта. Планируется дальнейшее проведение на постоянной основе мероприятий проекта. Для увеличения интереса к проекту будет организована онлайн-викторина, с подведением итогов и выдачей подарков победителям и проведена рекламная компания в социальных сетях.
Для того чтобы погрузиться в атмосферу важных исторических событий при формировании сценариев будут использована информация в разных видах: традиционный и электронный текст, видео, аудио, изображения и VR. Для закрепления информации будут использованы игровые техники и викторины. В качестве источников будут использованы только проверенные материалы из фондов национальных библиотек (НЭБ, Президентская библиотека), архивов и музеев, сайтов органов государственной власти, в которые входят особо ценные и редкие материалы. VR-контент будет подобран из проверенных источников, а для мероприятий по истории Югры использованы материалы собственной генерации, созданные VR-мастерской Югры (https://okrlib.ru/projects/2298), по истории родного края.
В 2022 году мы провели первые мультиформатные мероприятия «Великий Петр» в качестве апробации формата работы, и создали первый проморолик «Великий Петр» https://rutube.ru/video/67c52e4f698ef3df2a021b6f1b028def/. Оставляя отзывы педагоги и ученики отметили современную подачу информации, актуальность, направленность мероприятий на воспитание патриотизма и уважительного отношения к истории страны.
Препятствием для увеличения охвата участников проекта, является недостаточное количество VR-шлемов и устаревшее компьютерное оборудование. В настоящее время требуется приобретение 5 VR-шлемов. Для того чтобы сделать мультиформатное мероприятие более мобильным и безопасным нужно приобрести VR-очки в количестве 10 шт. Приобретение оборудования позволит в ходе реализации проекта охватить все школы города Ханты-Мансийска и школьники увеличат свои знания в области истории России и Югры.

Цели

  1. Формирование у обучающихся общеобразовательных школ, вузов и ссузов города Ханты-Мансийска и района гражданственности и чувств национальной гордости за Россию, через систему мультиформатных мероприятий, повышающих уровень исторических знаний, с использованием технологий виртуальной реальности

Задачи

  1. Оснащение VR-мастерской
  2. Подготовка и проведение мероприятий проекта
  3. Информационная кампания, подготовка промо-роликов
  4. Подготовка и проведение онлайн-викторины "По страницам истории"
  5. Подведение итогов проекта