Тайга. Территория выживания

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.07.2022 - 30.01.2023
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Второй конкурс 2022)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
2 782 725 руб.
Размер гранта
499 808 руб.
Cофинансирование
2 282 917 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Югорчане 18-55лет без ограничений по состоянию здоровья (*Югорчане - лица идентифицирующие себя с Югрой) Интересы: Туризм, спорт, путешествия, естествознание, история Югры.

Описание проекта

"ТАЙГА" Территория выживания" – этноисторический проект, в рамках которого состоятся съемки многосерийного (5 серий+1 бэкстэйж) реалити-шоу о Югре.
Съемочный процесс пройдет в устье реки Конда (Кондинский район) в живописной и экстремальной локации – густая тайга, непредсказуемая река, непроходимые болота.
Одной из главных задач проекта "ТАЙГА" является визуализация истории, духа и силы человека в условиях многовековой Югры, полное погружение в быт и традиции коренных малочисленных народов севера. Кондинский район – южная часть Югры, территория, окутанная легендами и историями. Это - более, чем трёх тысячелетняя история народов, населявших эту местность, походы Ермака Тимофеевича, древнее городище «Высокая гора», тайна пяти озер, упоминание снежного человека и многие другие легенды реки Конда.
Участники проекта – это 20 человек со всего округа, прошедшие многоступенчатый (анкета, тест, видеопрезентация) предварительный отбор и разделенные на 2 команды. Список вещей и предметов, которые они могут взять с собой в ТАЙГУ, строго ограничен. По прибытии на место проведения, каждая команда разбивает лагерь и занимается его обустройством. Ежедневно перед командами ставится задача добраться до места очередного испытания. За успешное прохождение испытаний участники получают дополнительный инвентарь и провизию. На вечернем собрании команды путем тайного голосования распределяют призовые баллы, которые будут учтены в финальном испытании по определение победителя проекта.
Все время проведения проекта участников сопровождают спасатели, психолог и медик.
Команда организаторов (25 человек) подготовила для команд разноплановые испытания – спортивные, экстремальные, интеллектуальные. Все задания прорабатываются со специалистами регионального этнографического музея «Торум Маа» и увязываются с элементами быта, культуры и фольклора народов Севера. Эти истории, легенды и исторические факты при монтаже выпусков реалити-шоу будут рассказаны профессиональным диктором. Таким образом, знания, накопленные музейными экспертами и архивами преподносятся аудитории в легком для восприятия медиа-формате.
Режиссура, подготовка локаций, съемочный процесс и монтаж выпусков реалити-шоу "ТАЙГА" Территория выживания" реализуется командой профессиональных сценаристов, игротехников, видеографов.
В настоящее время подано более 340 заявок.
Основными площадками продвижения и трансляции событий проекта определены платформы вКонтакте и YouTube (Instagram и TikTok в зависимости от ограничений). Размещение итоговых выпусков реалити-шоу запланировано в эфире регионального и федерального телевидения (ведутся переговоры). Планируемая аудитория реалити-шоу «ТАЙГА. Территория выживания» - 50 000 человек.

Обоснование социальной значимости

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – молодой, быстро растущий и успешно развивающийся регион России.

Численность населения составляет 1,6 млн человек. По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО (https://tumstat.gks.ru/ofstat_xmao) прирост населения в период 2017 – 2020 годы составил 156 624 человек из других российских регионов и 48 507 человек из зарубежья.

Буквально за несколько десятилетий автономный округ из т.н. «вахтового региона» превратился в благоустроенное место постоянного проживания людей. Регион стабильно занимает лидирующие позиции в рейтингах по качеству жизни.

Ханты-Мансийский автономный округ располагается на земле с живописной природой и богатой многовековой историей. Эти территории являются исконным местом проживания коренных народов ханты, манси и ненцы. Культура аборигенных народов является важной составляющей региональной идентичности региона. Историко-культурное наследие народов Севера широко представлено в элементах айдентики, официальных символах, сувенирной продукции, современных городских пространствах.

Правительство региона уделяет большое внимание вопросам сохранения языка и уклада жизни представителей коренных народов жизни, популяризации традиционной культуры КМНС на территории региона. По данным государственного учета на 01 января 2022 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа находится 6 959 объектов культуры, подлежащих государственной охране. Согласно проведенному опросу [https://nasledie.admhmao.ru/statisticheskaya-informatsiya-/903871/svedeniya-o-kolichestve-obektov-kulturnogo-naslediya-po-dannym-gosudarstvennogo-uchyeta/)], жители Югры знакомы с единичными, самыми яркими объектами - 10-20 по региону.

В региональной общеобразовательной программе имеется единственное учебное пособие по истории Югры - «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Учебник для старших классов» (Н.Н. Баранова, С.В. Горшков, Изд. НПМП "Волот", 2000 г).

Многие проекты и программы, направленные на сохранение и популяризацию культурного наследия коренных народов Севера, носят официальный, сугубо научный, узкопрофильный характер, сложный для восприятия и не отвечающий современным запросам и потребностям широкой аудитории.

Если в 2000 году новый учебник с цветными картинками еще вызывал интерес, то сегодня, в условиях повсеместного применения цифровых технологий, большого количества медиашума, большинство людей сложно заинтересовать просто книгой по истории.

Основная отличительная особенность современных потребителей информации – это клиповое мышление. Подробно проблематика и психологические особенности восприятия и мышления поколений описаны в статье (http://leda29.ru/uploads/com_files/02_2018_psihologicheskie_osobennosti_pokoleniya_Z.pdf). Обобщая, клиповость - это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде». Анализ ситуации, сложившейся в обществе в целом и в образовании в частности, позволяет сделать вывод: клиповое сознание характерно современному человеку и необходимо найти пути и возможности грамотного его применения во многих сферах, в том числе в просветительской деятельности, передавая фундаментальные знания дозированно, через яркие образы и современные форматы подачи информации.
С учетом развития и повсеместного применения информационных технологий, особенностей восприятия информации в обилии информационного шума, очевидна необходимость создания современных медиапродуктов, направленных на сохранение и популяризацию культурного наследия коренных народов Севера. tumstat.gks.ru (https://tumstat.gks.ru/ofstat_xmao)

Таким продуктом является этноисторический экстремальный проект «ТАЙГА. Территория выживания», созданный командой, уже имеющей опыт создания уже имеет опыт образовательных видеопродуктов (Проект-фильм #ПОБЕДАОДНАНАВСЕХ). Проект позволяет в развлекательной, легкой для восприятия форме, с применением современных технологий, рассказать о быте, традициях и легендах коренных народов, ярких вехах истории округа. Проект несёт также практическую миссию по приобщению современного человека к взаимодействию природой родного края, рассказывая и обучая грамотному сбору дикоросов, добыче рыбы, сооружению конструкций из подручных средств и материалов.

Цели

  1. Создание образовательного серийного реалити-шоу "ТАЙГА" Территория выживания", посредством проведения этноисторического экстремального туристического путешествия по устью реки Конда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Задачи

  1. Информационная компания и отбор участников проекта "ТАЙГА" Территория выживания"
  2. Подготовка к проведению проекта "ТАЙГА" Территория выживания"
  3. Проведение проекта "ТАЙГА" Территория выживания", съемки
  4. Работа над созданием видео реалити-шоу "ТАЙГА" Территория выживания"
  5. Публикация реалити-шоу в социальных сетях (тиражирование)

Команда