Таёжные краски Югорского края

Реализуется
Сроки реализации 01.08.2022 - 30.06.2023
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Второй конкурс 2022)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 765 165 руб.
Размер гранта
999 265 руб.
Cофинансирование
765 900 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Дети от 2 до 15 лет, проживающие на территории ХМАО-Югры, учащиеся в школе или посещающие дошкольные учреждения. Дети, которым интересна культура родного народа и природа родного края.
  2. Педагоги детских садов, педагоги родного языка, специалисты в сфере культуры

Описание проекта

Изучение культуры, привитие традиций родного народа, любовь к окружающему миру - все это прививается человеку с самого детства. Наша Казымская территория до настоящего времени остается местом компактного расселения коренных малочисленных народов Севера– ханты и лесных ненцев, не утративших навыков хозяйственной деятельности, сохранивших ремесла, обычаи и традиционные верования. Поэтому мы все эти знания хотим вложить в наши игрушки и с малых лет прививать детям. При этом мы выбрали самую современную форму игр, которые есть на данный момент - деревянные развивающие игры. Мы хотим, чтобы дети которые являются потомками коренных жителей прикасались к родной культуре и языку и узнавали ее с детства, даже если уже живет в селах и городах, а также чтобы все остальные дети нашего региона знали природу, животный мир глазами тех, кто постоянно живет в единстве с окружающим миром, сохраняя все традиции, переданные из поколения в поколение и знакомились я языком и культурой народов, на земле которой они живут.

Обоснование социальной значимости

Осмысление мира начинается с игры. Игра является одним из главных средств воспитания детей. Она отражает действительность, различные события жизни. Предложенные детям игрушки оказывают огромное влияние на формирование у ребенка самого ответственного этапа познания в жизни. В нашем округе наблюдается рост численности населения, на 1 января 2021 года составляет 1 688 378 человек. Национальный состав округа очень разнообразен, но в нашем проекте обратим выделим коренные народы региона - ханты и манси. По последним данным из Википедии численность коренных жителей составляет 2,1%: народа ханты - 1,33%, народа манси - 0,77%. Если посмотреть, данные национального состава по районам, то видим, что численность ханты больше всего в Ханты-Мансийском районе (9,3% от общего числа населения) и Белоярском районе (8,3% от общего числа населения), численность манси преобладает в Березовском (14% от общего числа населения) и Кондинском (10,5% от общего числа населения) районах. Таблицы из Википедии приложены ниже. Проблемы, которые сейчас существуют в нашем округе:
1. Большинство детей коренных малочисленных народов не знают родной язык: В настоящее время знанием традиций и языка своего народа отличается взрослое поколение, а молодежь и дети почти не знают язык предков (исключение - дети, которые родились и выросли в традициях своего народа). Я провела опрос в соцсетях (вконтакте) и мессенджерах (viber), суммарно в опросе участвовало 80 человек, из них к коренным народам (ханты, манси, коми, ненцы) относится 75%. У большинства проголосовавших из числа коренных жителей дети не знают родной язык (24,5% знают, 75,5% не знают). А на вопрос о том, хотели бы обучать детей с помощью интерактивных игр «Да» ответили 96,3%, ответили "Нет"3,7%. Таким образом, мы действительно увидели по результатам опроса, что у коренных жителей дети в основном не говорят на родном языке, но они хотели бы их обучить с помощью интерактивных игрушек.
2. В образовательных учреждениях недостаточно наглядных современных пособий для погружения в культуру и язык народа: Изучение традиций должно иметь большое значение для современного воспитательно-образовательного процесса как национальных дошкольных учреждений, так и национальных школ. В Ханты-Мансийском автономном округе функционирует 312 муниципальных школ. На территории Югры действует 63 малокомплектных сельских школ. В 28 школах Югры школьники изучают родные языки и литературу обско-угорских народов – хантыйский, мансийский, ненецкий и зырянские языки. В образовательную программу включены 8 предметов этнокультурного содержания: родной язык, родная литература, краеведение, география и экология и история Югры, охотоведение и рыболовство, культура народов Севера. Эти предметны дети изучают по учебникам, нет ни одного наглядного пособия, которые бы помогали закрепить материал.
3. Дети, которые приезжают в сельскую местность со стойбищ плохо знают русский язык: С новыми игрушками не только легко будет знакомиться с северными языками сельским и городским детям, но и проще адаптироваться и запоминать русские слова детям, которые приезжают в сельскую местность из мест традиционного проживания, плохо знающих русский язык и говорящие на родном языке.
В проекте участвуют специалисты из районов, в которых преобладает коренное население: Белоярский район (с.Казым, с.Полноват), Березовский район (с.Саранпауль, д.Теги, пгт.Березово). Ярче культура представлена - сохранились традиции народов - именно в маленьких поселениях, поэтому в первую очередь наш проект направлен именно на такие населенные пункты. Конечно, будем сотрудничать и с остальными городами ( в том числе г.Ханты-Мансийск, г.Сургут) и поселками округа.

Цели

  1. Популяризация традиционных культурно-нравственных ценностей через яркие современные деревянных развивающие игрушки, позволяющие прикоснуться к миру традиций и культуры северных народов ханты и манси

Задачи

  1. Разработать и произвести цветные игрушки с командой проекта
  2. Провести презентации готовых игрушек и занятия с детьми
  3. Осуществить трансляцию опыта

Команда


`