Театральная лаборатория "Сказания земли Югорской"
Реализуется
Сроки реализации
24.01.2022 - 10.12.2022
Источник финансирования
Президентский фонд культурных инициатив (Первый конкурс 2022)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
369 811 руб.
Размер гранта
252 631 руб.
Cофинансирование
117 180 руб.
Целевые аудитории
- Подростки, возраст 12-14 лет
- Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, возраст 12-14 лет
Описание проекта
Ханты-Мансийский округ-Югра — край самобытной культуры и интересной истории. Ее истоки уходят в незапамятную древность, когда север Западной Сибири был покрыт мощным ледяным щитом. Тогда здесь обитали мамонты, шерстистые носороги, бизоны, пещерные львы. Как следует из архивных документов, около 15 - 13 тыс. лет назад в центральной части Западной Сибири уже обитали люди.
Согласно заключению Института российской истории РАН, запись о Югре была сделана в одну из ранних редакций «Повести временных лет» в 1118 году летописцем из окружения князя Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха. В древности здесь пересекались торговые пути и товары из Ирана, Византии, Центральной Азии. Археологические раскопки ежегодно открывают неведомые прежде сведения по истории народов, живших и живущих на этой земле. Тысячелетиями складывались верования ханты и манси, которые представляют собой сплав мифов, ритуалов, магии, тотемизма, шаманизма и различных культов, связанных с охотой и рыболовством. Роскошные серебряные изделия, найденные здесь, украшают фонды Эрмитажа. Своей «малой» родиной Югру считают поэт Юрий Вэлла, художник Геннадий Райшев, олимпийские чемпионы Алексей Волков, Евгений Макаренко, космонавт Сергей Рыжиков.
Писатель Еремей Айпин в своих произведениях называет Югру Священной Первоземлей, Центром Притяжения. Для каждого человека, живущего здесь, Югра - это многоликий, многоцветный мир по имени Моя Земля, Мой Край, Мое Место силы.
Детская школа искусств №3 города Нижневартовска - «место силы» для более чем тысячи обучающихся, среди которых 30 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Они вместе постигают тайны искусства, осваивают нравственные ценности, приобретают опыт социального взаимодействия, изучают самобытные традиции и обычаи народов, издревле живущих на югорской земле.
Проект «Театральная лаборатория «Сказания земли Югорской» направлен на создание инклюзивного пространства, способствующего раскрытию творческого потенциала, самореализации обучающихся в театральной деятельности, освоению культурного и духовного наследия коренных малочисленных народов Югры. Составные части проекта-арт-локации авторы рассматривают как маленькие " места силы", в которых дети смогут найти себя, расширить круг интересов и прикладных навыков, научатся видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Согласно заключению Института российской истории РАН, запись о Югре была сделана в одну из ранних редакций «Повести временных лет» в 1118 году летописцем из окружения князя Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха. В древности здесь пересекались торговые пути и товары из Ирана, Византии, Центральной Азии. Археологические раскопки ежегодно открывают неведомые прежде сведения по истории народов, живших и живущих на этой земле. Тысячелетиями складывались верования ханты и манси, которые представляют собой сплав мифов, ритуалов, магии, тотемизма, шаманизма и различных культов, связанных с охотой и рыболовством. Роскошные серебряные изделия, найденные здесь, украшают фонды Эрмитажа. Своей «малой» родиной Югру считают поэт Юрий Вэлла, художник Геннадий Райшев, олимпийские чемпионы Алексей Волков, Евгений Макаренко, космонавт Сергей Рыжиков.
Писатель Еремей Айпин в своих произведениях называет Югру Священной Первоземлей, Центром Притяжения. Для каждого человека, живущего здесь, Югра - это многоликий, многоцветный мир по имени Моя Земля, Мой Край, Мое Место силы.
Детская школа искусств №3 города Нижневартовска - «место силы» для более чем тысячи обучающихся, среди которых 30 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Они вместе постигают тайны искусства, осваивают нравственные ценности, приобретают опыт социального взаимодействия, изучают самобытные традиции и обычаи народов, издревле живущих на югорской земле.
Проект «Театральная лаборатория «Сказания земли Югорской» направлен на создание инклюзивного пространства, способствующего раскрытию творческого потенциала, самореализации обучающихся в театральной деятельности, освоению культурного и духовного наследия коренных малочисленных народов Югры. Составные части проекта-арт-локации авторы рассматривают как маленькие " места силы", в которых дети смогут найти себя, расширить круг интересов и прикладных навыков, научатся видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Обоснование социальной значимости
При определении проблем, на решение которых будет направлен проект «Театральная лаборатория «Сказания земли Югорской», разработчики руководствовались результатами исследования «Рождение гражданина»: политико-психологический анализ гражданственности российских старшеклассников», проведенного социологами МГУ в российских школах. Они показали, что почти половина опрошенных школьников старших классов не нашли поводов для гордости своей родиной: 7,6% прямо заявили, что гордиться нечем, а 34,1% затруднились ответить на этот вопрос.
https://newizv.ru/news/society/20-04-2021/patriotizmom-i-ne-pahnet-starsheklassniki-ne-znayut-kak-otnositsya-k-svoey-rodine
Авторы исследования делают следующие выводы: отсутствие образцов гражданственности и объектов гордости за страну у почти половины респондентов свидетельствуют о невысоком уровне гражданской самоидентификации школьников и вызывают серьезное беспокойство, поскольку эти элементы лежат в основе конструирования идентичности нации. Преодоление этой проблемы возможно путем объединения усилий всех институтов политической социализации молодежи, определения основных смысловых ориентиров гражданско-патриотического воспитания (ценности, образно-символический ряд), разработки и внедрения интересных для школьников образовательных и социальных технологий обучения. Югорские же эксперты считают, что «…экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма». https://ugra-news.ru/article/yugorskie_eksperty_obsudili_patrioticheskoe_vospitanie_molodezhi_v_okruge/. Целевые группы Проекта выбраны в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2021-2024 годы: «дети и подростки, для которых актуально познание окружающего мира, природы, общества через проекты, игры, коллективные формы взаимодействия (объединения, движения и др.); лица с ограниченными возможностями здоровья, для которых актуально самовыражение через участие в развитии гражданско-патриотического общества, проектных и коммуникационных площадках». Одна из задач системы гражданско-патриотического воспитания ХМАО- Югры - «обеспечивать формирование современного и позитивного образа патриота и его содержательных образов, усиливающих ценность причастности к региону и стране, мотивирующих к реализации патриотических ценностей и установок».
Проект «Театральная лаборатория «Сказания земли Югорской» направлен на реализацию этой задачи, так как, выстраивая новую творческую платформу, создает условия для формирования у участников представлений о «малой» Родине, чувства причастности к историческому и культурному наследию региона в процессе практической деятельности.
Еще одна выявленная проблема- необходимость реализовать запросы детей с ограниченными возможностями здоровья на разнообразные формы деятельности и способы межличностной коммуникации. В образовательных организациях автономного округа, по состоянию на 13 февраля 2020 года количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов с различной нозологией, получающих дополнительное образование, насчитывается 11714 (58,93% от общего количества детей указанной категории). https://surgut.bezformata.com/listnews/obrazovaniya-dlya-detej-s-ovz/83392131/. Получают дополнительное образование в детских школах искусств города Нижневартовска 58 детей-инвалидов и детей с ОВЗ, из них 30 человек обучается в ДШИ№3. Детская школа искусств №3 является базовым муниципальным учреждением по организации инклюзивного образования. Имеющийся опыт, социологические опросы родителей позволяют сделать вывод, что для детей-инвалидов и детей с ОВЗ необходимо создавать дополнительные креативные пространства, в которых они вместе со здоровыми сверстниками будут приобретать социальный и творческий опыт, осваивать нравственно-патриотические ценности. Использование в проекте различных форм и средств именно театральной деятельности выбран не случайно, ведь главная компетенция, которую формирует формирует театр – коммуникативная, что особенно важно для современных подростков, в том числе с особенностями здоровья. Общественная значимость Проекта в его направленности на повышение качества жизни ребят независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных особенностей, популяризация инклюзивного театрального творчества с целью реабилитации и социокультурной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе участия подростков в проектных мероприятиях будет происходить эволюция позиций: от созерцания к восприятию, к рефлексии, к пониманию, к деятельности, к принятию главных ценностей: любовь к "малой" родине, осознание своей локальной идентичности как жителей Югры, гордость за свою страну.
https://newizv.ru/news/society/20-04-2021/patriotizmom-i-ne-pahnet-starsheklassniki-ne-znayut-kak-otnositsya-k-svoey-rodine
Авторы исследования делают следующие выводы: отсутствие образцов гражданственности и объектов гордости за страну у почти половины респондентов свидетельствуют о невысоком уровне гражданской самоидентификации школьников и вызывают серьезное беспокойство, поскольку эти элементы лежат в основе конструирования идентичности нации. Преодоление этой проблемы возможно путем объединения усилий всех институтов политической социализации молодежи, определения основных смысловых ориентиров гражданско-патриотического воспитания (ценности, образно-символический ряд), разработки и внедрения интересных для школьников образовательных и социальных технологий обучения. Югорские же эксперты считают, что «…экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма». https://ugra-news.ru/article/yugorskie_eksperty_obsudili_patrioticheskoe_vospitanie_molodezhi_v_okruge/. Целевые группы Проекта выбраны в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2021-2024 годы: «дети и подростки, для которых актуально познание окружающего мира, природы, общества через проекты, игры, коллективные формы взаимодействия (объединения, движения и др.); лица с ограниченными возможностями здоровья, для которых актуально самовыражение через участие в развитии гражданско-патриотического общества, проектных и коммуникационных площадках». Одна из задач системы гражданско-патриотического воспитания ХМАО- Югры - «обеспечивать формирование современного и позитивного образа патриота и его содержательных образов, усиливающих ценность причастности к региону и стране, мотивирующих к реализации патриотических ценностей и установок».
Проект «Театральная лаборатория «Сказания земли Югорской» направлен на реализацию этой задачи, так как, выстраивая новую творческую платформу, создает условия для формирования у участников представлений о «малой» Родине, чувства причастности к историческому и культурному наследию региона в процессе практической деятельности.
Еще одна выявленная проблема- необходимость реализовать запросы детей с ограниченными возможностями здоровья на разнообразные формы деятельности и способы межличностной коммуникации. В образовательных организациях автономного округа, по состоянию на 13 февраля 2020 года количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов с различной нозологией, получающих дополнительное образование, насчитывается 11714 (58,93% от общего количества детей указанной категории). https://surgut.bezformata.com/listnews/obrazovaniya-dlya-detej-s-ovz/83392131/. Получают дополнительное образование в детских школах искусств города Нижневартовска 58 детей-инвалидов и детей с ОВЗ, из них 30 человек обучается в ДШИ№3. Детская школа искусств №3 является базовым муниципальным учреждением по организации инклюзивного образования. Имеющийся опыт, социологические опросы родителей позволяют сделать вывод, что для детей-инвалидов и детей с ОВЗ необходимо создавать дополнительные креативные пространства, в которых они вместе со здоровыми сверстниками будут приобретать социальный и творческий опыт, осваивать нравственно-патриотические ценности. Использование в проекте различных форм и средств именно театральной деятельности выбран не случайно, ведь главная компетенция, которую формирует формирует театр – коммуникативная, что особенно важно для современных подростков, в том числе с особенностями здоровья. Общественная значимость Проекта в его направленности на повышение качества жизни ребят независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных особенностей, популяризация инклюзивного театрального творчества с целью реабилитации и социокультурной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе участия подростков в проектных мероприятиях будет происходить эволюция позиций: от созерцания к восприятию, к рефлексии, к пониманию, к деятельности, к принятию главных ценностей: любовь к "малой" родине, осознание своей локальной идентичности как жителей Югры, гордость за свою страну.
Цели
- Создание инклюзивного пространства для формирования у подрастающего поколения патриотических ценностей и установок, уважения к традициям и культуре коренных народов Югры, развития творческих способностей, самореализации в театральной деятельности.
Задачи
- Формирование у подростков представлений о «малой» Родине, чувства причастности к историческому и культурному наследию региона на основе ярких впечатлений и конкретных действий
- Организация работы арт-локаций для обогащения социального и творческого опыта детей
- Постановка и показ спектакля «Сказания земли Югорской» (по мотивам сказок и легенд народов ханты и манси)
- Снижение социальных барьеров между детьми с особыми потребностями и их здоровыми сверстниками средствами включения в театральную деятельность и социальное взаимодействие
- Популяризация инклюзивного театрального творчества с целью реабилитации и социокультурной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья
Похожие проекты
Кондитерское шоу
Проект не получил поддержку
Креативные индустрии
Нижневартовск, ХМАО-Югра, Другие регионы РФ
683 630 руб.
Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2023 года)
Байк-пост "Слон"
Проект не получил поддержку
Креативные индустрии
Нефтеюганск
133 333 руб.
Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2023 года)
MediaSoft
Реализуется
Поддержка проектов в сфере новых медиа
Нефтеюганск, Нефтеюганский район
862 701 руб.
Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2023 года)
Научное киношоу "Свет, камера, сингулярность"
Проект не получил поддержку
Наука, образование и просвещение
ХМАО-Югра, Другие регионы РФ
249 694 руб.
Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2023 года)