Театральный проект для молодежи «Куда расти?»

Реализуется
Сроки реализации 01.08.2023 - 30.11.2023
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Второй конкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
3 546 154 руб.
Размер гранта
1 720 710 руб.
Cофинансирование
1 825 444 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Старшие школьники (9 -11 класс), студенты ссузов и вузов от 16 до 25 лет, проживающие в городе Сургут, Сургутском районе

Описание проекта

Школьная программа по литературе прекрасна, но далеко не у всех школьников она усваивается в должной мере, многие не понимают зачем читать то или иное произведение, тем более написанное таким сложным, на их взгляд, языком. Например, тексты, написанные Толстым, Достоевским. В основном, такие сложные смысловые конструкции и подробные описания ценят взрослые читатели. Особенно сложно воспринимаются детьми красивые замысловатые описания моменты жизни главного героя, и детям кажется, что это скучно, они даже не знают, что именно в этих деталях могут заключаться скрытые интересные смыслы и факты, которые могут повлиять на развитие событий, или в них заключен способ посмотреть на героя с другой стороны.
С помощью театра, используя различные современные жанры, вместе с детьми мы полностью погрузимся в произведение, ярким и современным языком донесем базовую школьную программу, поможем понять, что же хотел сказать автор, а главное, показать, что произведение интересно и актуально. При этом сохраним стилистику и дух того времени.
Также мы познакомим детей с различными современными театральными жанрами. Например, жанр сторителлинг – это молодой жанр театрального искусства, который уже набрал большую популярность в современном культурном обществе и достаточно часто применяется в постановках. Использование сторителлинга – это прекрасный способ на современном и простом языке раскрыть суть произведения.
В портфолио нашей команды уже есть спектакль «Мы. Первый урок» в жанре Doс, «Все, что пожелаешь» - иммерсивный спектакль, «Этноcode» в жанре хеппенинг.
При постановке спектакля «Вий» по Н.В. Гоголю мы сможем передать основную идею зрителю, развить интерес к дальнейшему изучению классики, и, соответственно, раскрыть потенциал для развития дальнейшей успешной жизни у ребенка. Потому что русская классическая литература богата человеческими образами, глубоко психологична и заставляет размышлять о причинах и следствиях.

Обоснование социальной значимости

Молодое поколение формирует будущее государства. Именно грамотная работа с молодежью сегодня поможет стране быть благополучной и процветающей завтра. Одной из приоритетных задач государства является создание условий для воспитания и развития молодежи. Что подразумевает формирование системы ценностей молодого поколения, которое будет обладать устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей, демонстрирующего знание своего культурного и исторического наследия. Это подтверждает и исследование ВЦИОМ, проведенного в 2021 году (https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/gosudarstvo-i-obshchestvo-celi-prioritety-imperativy), 83% опрошенных согласились с тем, что политика государства в первую очередь должна быть направлена на сохранение и укрепление культурных традиций и традиционных духовных ценностей. Согласно Основам государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 г. одной из целью является «развитие механизмов обеспечения доступности для молодежи объектов культурного наследия (в том числе путем формирования и развития единой системы льготного посещения театрально-концертных организаций, музеев, выставок, организаций культуры и искусства)». Действительно, театр является одним из самых доступных для понимания видом искусства, знакомство с которым начинается с самого детства. Именно театр, являясь синтезом всех искусств, становится воплощением воздействия авторитетной личности на группу людей, которая стремится создать микросоциум вокруг себя (согласно исследованию Бурьяновой И.В. «Театр как новая технология воспитания в международном инновационном университете // Гуманизация образования» 2012 г.).
Помимо этого, существует проблема незаинтересованности молодых людей в произведениях классической литературы, которые даются в основной школьной программе. Согласно исследованию Борусяк Л.Ф. «Школьная литература: почему ее не любят школьники. По результатам исследования российских школьников и студентов.» молодежь, как и население страны в целом, читает меньше, что показывают многочисленные исследования. По данным исследования ВЦИОМ, опубликованном на сайте «Ведомости» https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/09/16/941088-podrostki-stali-menshe-chitat подростки все чаще поверхностно читают любые доступные «тексты в интернете», а чтение книг «становится все более сложным занятием для многих из них». Во время летних каникул 95% школьников с 5-го по 9-й класс читали что-то за пределами школьной программы, но 29% прочитали 1–2 книги, 22% – 3–4 книги, 26% – 7 книг и более. При этом чем старше класс, тем меньше читают подростки: если среди пятиклассников доля тех, кто за лето прочитал всего 1–2 книги, составляет 21%, то к 9-му классу их число вырастает до 35%.
Благодаря многолетнему опыту нашей команды мы знаем, как заинтересовать молодежь в чтении классической литературы и передать традиционные духовные ценности в доступном для них формате. Произведение Н.В. Гоголя «Вий» выбрано не случайно. Это загадочное и необычное произведение сможет привлечь внимание и разжечь интерес молодого зрителя. А благодаря грамотной постановке, актуальным приемам работы с аудиторией и использованию современных технологий в спектакле мы сможем передать зрителю эмоции и транслировать действительно важные мысли. О том, что именно сила духа определяет нас. Если человек слаб душой и подвержен влиянию пороков, то злым силам легко склонить его на свою сторону. Даже если светлые силы помогают такому человеку, важно, чтобы он сам хотел этого. Действительно сильная личность может «постоять за себя». В случае с главным героем Хомой этого не произошло, и он пал жертвой злых чар.
Изюминкой спектакля является то, что каждый зритель сможет не просто посмотреть, но и обсудить спектакль со своими сверстниками, поделиться впечатлениями. Благодаря обмену впечатлениями ребята смогут выйти на новый уровень осмысления. Это подтверждает исследованием Шваловой С.А. «Театральный диалог» как способ формирования зрительских компетенций» (2017 г.).
Особенность механики проекта (показ, обсуждение, предоставление QR-кода для чтения оригинального произведения) способствует знакомству с традиционными духовными ценностями и их укреплению у молодежи. Это главное отличие от подобных проектов, которые уже проходят в г. Сургут и Сургутском районе, например, Лаборатории подросткового театра «Мне (не) больно» и культурно-образовательного проекта «Культура для школьников», где зрители просто смотрят спектакль без дальнейшего общения и обсуждения. Подобных проектов в Сургуте не так уж и много, но в то же время, наличие таких проводимых мероприятий в г. Сургут говорит о большом запросе целевой аудитории на подобные вещи.

Цели

  1. Повышение интереса у школьников, студентов вузов и ссузов от 16 до 25 лет к чтению классической русской литературы и формирование у них традиционных духовных ценностей с помощью показа с последующим обсуждением спектакля «Вий» по произведению Н.В. Гоголя с сентября по ноябрь 2023 г. в школах г. Сургут и Сургутского района.

Задачи

  1. Информационное освещение проекта
  2. Подготовка постановки "Вий" для офлайн и онлайн показа
  3. Повышение интереса у школьников, студентов вузов и ссузов от 16 до 25 лет к чтению классической русской литературы и формирование у них традиционных духовных ценностей
  4. Оценка эффективности проекта