Театральный проект для молодежи «Куда расти? Другой взгляд»
Проект не получил поддержку
Сроки реализации
01.08.2025 - 31.05.2026
Источник финансирования
Президентский фонд культурных инициатив (Второй конкурс 2025)
Подробнее
География проекта
Целевые аудитории
Общая сумма расходов на реализацию проекта
15 026 599 руб.
Размер гранта
6 938 689 руб.
Cофинансирование
8 087 910 руб.
Проект реализует:
Целевые аудитории
Школьники, подростки и молодёжь старше 12 лет, проживающие в населённых пунктах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Описание проекта
Погружаясь в то или иное произведение искусства, каждый человек испытывает процесс высвобождения эмоций и нравственного возвышения, возникающий в ходе сопереживания героям, то есть переживает, как говорил Аристотель, катарсис. Искусство театра – один из признанных видов искусства, который эффективнее всего воздействует на эмоции и нравственные чувства человека. Театральная постановка – это культурный продукт, способный вдохновить зрителя и донести до него важные смыслы понятными и запоминающимися образами.В своей практике с помощью инновационных форм театра мы предоставляем детям и подросткам возможность полностью погрузиться в произведение, ярким и современным языком доносим базовую школьную программу по литературе, помогая понять, что же хотел сказать автор, а главное, показывая, что русская классическая литература – это интересно и актуально во все времена. Например, при постановке спектаклей мы обращаемся к таким современным театральным жанрам, как сторителлинг.Однако в рамках данного проекта мы решили не только использовать ранее успешный формат, но и обратиться к новому для нас жанру, который имеет высокую значимость для воспитания дошкольников и учащихся начальных классов, но очень редко используется для аудитории средней и старшей школы – театр кукол. Принято считать, что игра в куклы исключительно для малышей, что таким способом им легче понимать и осознавать чувства, различать понятия добра и зла, переживания и настроения героев. Театральные представления с куклами в основном содержат в себе разыгрывание сказок, басен, детских рассказов.В нашем проекте через форму кукольного театра мы хотим представить поэму Н.В. Гоголя «Мёртвые души» для более старшей аудитории. Исследователи отмечают, что кукла для человека – это всегда своеобразная ширма, за которой можно спрятаться, и в то же время легко выразить определённые чувства и показать личность персонажа. В свою очередь «Мёртвые души» – глубоко психологичное произведение, где через яркие образы раскрываются и осуждаются человеческие пороки (жадность, корысть, обман, лицемерие, тщеславие, праздность и др.). Таким образом, методом «от противного» происходит нравственное воспитание читателя или зрителя, которые стремятся не стать похожими на этих героев. Это особенно актуально в подростковом возрасте, когда у ребят возникает чувство «сопротивления», стремление сделать всё наоборот. Кроме того, данные образы показывают те типы личности, с которыми каждый из нас может столкнуться в реальности. В спектакле подростки с актерами, пройдут путь вместе с Павлом Ивановичем Чичиковым, для того чтобы понять, какая сила движет им и героями поэмы, и самое главное, увидят к чему в итоге это может привести. Получив опыт от героев поэмы, у подростков появится направление и варианты для своего развития, возможность не совершить подобных ошибок в своей взрослой жизни.
Обоснование социальной значимости
На расширенном заседании Минпросвещения приняли решение, чтобы к 2024 году в каждой российской школе появилась своя театральная студия или кружок, но некоторые школьники, начинающие заниматься этим направлением, не уверены в том хотят ли они продолжать или нет, теряют мотивацию. Во время обсуждений предыдущих проектов подростки говорят о том, что наши постановки и игра актёров помогли им укрепить уверенность и интерес к театральному искусству.Получая обратную связь от ребят после просмотра «Вия» и «Руслана и Людмилы», мы видим не только положительный эмоциональный отклик, но и растущую мотивацию школьников к развитию своих профессиональных качеств в театральной деятельности. Ребята не только говорят о том, что хотели бы перечитать оригинал произведения, но и выражают желание заниматься в театральных кружках, поступать в профильные учебные заведения после школы. Таким образом, наш проект не только развивает эстетический вкус и интерес к литературе, но и помогает в профориентации школьников. Полученные отзывы показывают актуальность и востребованность проекта для нашей целевой аудитории, которые можно увидеть по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/lbw4BrBmTz353wВажно продолжить формирование интереса у тех зрителей, которые смотрели наши прежние спектакли, а также приобщить к проекту ребят из других городов округа, дать им возможность увидеть современные театральные постановки высокого уровня.Кроме решения проблемы мотивации школьников, наш проект также продолжает способствовать решению проблемы популяризации чтения среди подростков. Проведённые исследования показывают, что чтение не является для многих детей и подростков любимым видом досуговой деятельности. По данным опроса ВЦИОМ, опубликованном на сайте «Ведомости» (https://goo.su/6Nuyzs), подростки всё чаще поверхностно читают любые доступные «тексты в интернете», а чтение книг «становится все более сложным занятием для многих из них». Во время летних каникул 95% школьников с 5-го по 9-й класс читали что-то за пределами школьной программы, но 29% прочитали 1–2 книги, 22% – 3-4 книги, 26% – 7 книг и более. При этом чем старше класс, тем меньше читают подростки: если среди пятиклассников доля тех, кто за лето прочитал всего 1-2 книги, составляет 21%, то к 9-му классу их число вырастает до 35%. Причин тому много. Это и то, что родители не проводят досуг с ребёнком за книгой, и то, что школа ставит перед собой задачи научить технике чтения, позже — анализу программных произведений, важных для сдачи экзаменов. В результате «любовь к чтению», «привычка читать» не сформированы.Решать эти задачи более эффективно, на наш взгляд, может помочь театр. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства. Отклик театра на самые острые проблемы сегодняшнего дня предопределяет значимость данного вида художественной деятельности в жизни социума. Театр воспитывает молодого зрителя духовно и нравственно, предлагает общественный идеал, на который молодежь равняется, хотя не всегда осознает это, наблюдая сценическое действо из зала. Театральная постановка – это возможность «примерить» социальные роли героев прошлого и современности, прочувствовать нравственную проблематику и выбрать собственный путь к светлому идеалу (https://goo.su/PGioiCG). Используя для театрального спектакля литературную основу и адаптируя классические произведения для восприятия современными зрителями-подростками, мы не только формируем нравственные ориентиры и духовные ценности, но и повышаем интерес молодёжи к знакомству с оригиналом, о чём свидетельствует получаемая нами обратная связь от ребят.Исследователи утверждают, что на театральных подмостках кукла может выразить то, чего не сможет живой актер. Поэтому в новом проекте мы решили обратиться к театру кукол, чтобы открыть для зрителей новые грани как самой литературной основы, так и возможностей театрального искусства. Практика других регионов показывает, что классические произведения вполне органично сосуществуют в афише театров наряду с детскими сказками. Например, в программе «Золотой маски-2023» были представлены постановки театров кукол по произведениям Н.В. Гоголя, воплощённые труппами из Екатеринбурга и Карелии (https://cyberleninka.ru/article/n/gogoliana-ili-defile-mertvyh-dush). В Сургуте и ХМАО подобные спектакли всё ещё достаточно редки. Репертуар кукольных театров активнее развивается для детей и младших школьников. В нашем репертуаре для подростков и молодёжи – это первый спектакль такого жанра.В этом проекте мы также расширяем целевую аудиторию и географию, увеличиваем масштаб показов, чтобы как можно больше представителей подрастающего поколения смогли найти свой путь, определить важные нравственные ориентиры, приобщиться к ценностям и смысловому богатству русской классической литературы, по-другому взглянули на произведения школьной программы.
Цели
Продвижение среди школьников старше 12 лет традиционных ценностей и нравственных ориентиров, помогающих жить в современном обществе, через создание и показ с последующим обсуждением кукольного спектакля «Мёртвые души» по произведению Н.В. Гоголя в школах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Задачи
Организация информационного освещения проекта
Подготовка спектакля «Мёртвые души» для представления школьникам
Формирование у школьников нравственных ориентиров на основе традиционных духовных ценностей
Подведение итогов и оценка социокультурного эффекта
Подготовка спектакля «Мёртвые души» для представления школьникам
Формирование у школьников нравственных ориентиров на основе традиционных духовных ценностей
Подведение итогов и оценка социокультурного эффекта