Театральный проект для молодежи «Куда расти? Новая глава»
Реализуется
Сроки реализации
01.07.2024 - 31.12.2024
Источник финансирования
Президентский фонд культурных инициатив (Второй конкурс 2024)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
5 254 701 руб.
Размер гранта
2 445 920 руб.
Cофинансирование
2 808 781 руб.
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Школьники, дети и подростки старше 12 лет, проживающие в городе Сургут, Сургутском районе, г. Нефтеюганске
Описание проекта
Этот проект является новым этапом нашего проекта-победителя «Куда расти?» в 2023 году. Мы получили положительные отзывы и запрос аудитории продолжить работу в данном направлении. Мы выбрали для постановки поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Это произведение, вдохновлённое древнерусскими былинами и сказками, сможет привлечь внимание и разжечь интерес молодого зрителя к решению важных нравственных проблем. Школьная программа по литературе далеко не у всех школьников усваивается в должной мере. Дети не умеют читать книги, написанные сложным, на их взгляд, языком, и не понимают зачем необходимо читать то или иное произведение. Например, тексты, написанные Толстым, Достоевским, Гоголем. Сложные смысловые конструкции и подробные описания вызывают у ребят отторжение и скуку. Дети и подростки пресыщены визуальным контентом, клиповыми короткими лозунгами, словами и фразами. Красивые замысловатые описания событий и жизни героев особенно сложно воспринимаются подрастающим поколением. Детям кажется, что это неинтересно и нудно. Они часто не подозревают, что именно в этих деталях могут заключаться скрытые интересные смыслы и важные факты, которые могут влиять на развитие истории, и что в них заключен способ посмотреть с другой стороны не только на героя, но и на самого себя.
С помощью инновационных форм театра мы предоставим детям и подросткам возможность полностью погрузиться в произведение, ярким и современным языком донесем базовую школьную программу, поможем понять, что же хотел сказать автор, а главное, показать, что русская литература – это интересно и актуально. При этом мы сохраним стилистику и дух того времени, что позволит ребятам проникнуться эмоциями и духовными ценностями прошлого. При постановке спектакля мы обращаемся к различным современным театральным жанрам. Например, жанр сторителлинг, который является довольно молодым, но уже набрал большую популярность в современном культурном обществе и достаточно часто применяется в постановках. Использование сторителлинга – это прекрасный способ на современном и простом языке раскрыть суть произведения. В портфолио нашей команды уже есть спектакль «Мы. Первый урок» в жанре Doс, «Все, что пожелаешь» - иммерсивный спектакль, «Этноcode» в жанре хеппенинг.
При постановке спектакля мы сможем передать основную идею зрителю, развить интерес к дальнейшему изучению классики, и, соответственно, раскрыть потенциал для развития дальнейшей успешной жизни у ребенка. Потому, что русская классическая литература богата человеческими образами, глубоко психологична и заставляет размышлять о причинах и следствиях.
С помощью инновационных форм театра мы предоставим детям и подросткам возможность полностью погрузиться в произведение, ярким и современным языком донесем базовую школьную программу, поможем понять, что же хотел сказать автор, а главное, показать, что русская литература – это интересно и актуально. При этом мы сохраним стилистику и дух того времени, что позволит ребятам проникнуться эмоциями и духовными ценностями прошлого. При постановке спектакля мы обращаемся к различным современным театральным жанрам. Например, жанр сторителлинг, который является довольно молодым, но уже набрал большую популярность в современном культурном обществе и достаточно часто применяется в постановках. Использование сторителлинга – это прекрасный способ на современном и простом языке раскрыть суть произведения. В портфолио нашей команды уже есть спектакль «Мы. Первый урок» в жанре Doс, «Все, что пожелаешь» - иммерсивный спектакль, «Этноcode» в жанре хеппенинг.
При постановке спектакля мы сможем передать основную идею зрителю, развить интерес к дальнейшему изучению классики, и, соответственно, раскрыть потенциал для развития дальнейшей успешной жизни у ребенка. Потому, что русская классическая литература богата человеческими образами, глубоко психологична и заставляет размышлять о причинах и следствиях.
Обоснование социальной значимости
Согласно Основам государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 г. одной из целей является «развитие механизмов обеспечения доступности для молодежи объектов культурного наследия (в том числе путем формирования и развития единой системы льготного посещения театрально-концертных организаций, музеев, выставок, организаций культуры и искусства)». На расширенном заседании Минпросвещения приняли решение, чтобы к 2024 году в каждой российской школе появилась своя театральная студия (https://clck.ru/35Umf4).
По-прежнему сохраняется проблема незаинтересованности молодых людей в чтении произведений классической литературы, которые даются в основной школьной программе. Согласно исследованию Борусяк Л.Ф. «Школьная литература: почему ее не любят школьники. По результатам исследования российских школьников и студентов» молодежь, как и население страны в целом, читает меньше. По данным исследования ВЦИОМ, опубликованном на сайте «Ведомости» (https://clck.ru/33iZdL), подростки всё чаще поверхностно читают любые доступные «тексты в интернете», а чтение книг «становится все более сложным занятием для многих из них». Во время летних каникул 95% школьников с 5-го по 9-й класс читали что-то за пределами школьной программы, но 29% прочитали 1–2 книги, 22% – 3-4 книги, 26% – 7 книг и более. При этом чем старше класс, тем меньше читают подростки: если среди пятиклассников доля тех, кто за лето прочитал всего 1-2 книги, составляет 21%, то к 9-му классу их число вырастает до 35%.
Благодаря многолетнему опыту нашей команды мы знаем, как заинтересовать молодежь в чтении классической литературы и передать традиционные духовные ценности в доступном для них формате. В 2023 году наша команда получила первый опыт реализации театрального проекта «Куда расти?», в котором представила постановку по повести Н.В. Гоголя «Вий». После показов мы получили множество эмоциональных положительных откликов. Наши зрители видят безусловную пользу в таком формате работы, кому-то захотелось прочитать оригинал. Ребят очень впечатлила и вдохновила игра актёров, зрители увидели для себя пример для подражания, осознали к чему стремиться. Это не только развивает эстетический вкус и интерес к литературе, но и помогает в профориентации школьников. Таким образом мы видим актуальность и востребованность проекта для нашей целевой аудитории. Отзывы и впечатления зрителей о первом проекте можно увидеть по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/lbw4BrBmTz353w
Действительно, театр является одним из самых доступных для понимания видов искусства, знакомство с которым начинается с самого детства. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства (https://clck.ru/38TpEm).
Для новой работы в данном направлении мы выбрали для постановки поэму «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. Так мы сможем продолжить транслировать действительно важные мысли: о том, что только смелый и благородный человек достигает своей цели. Что за свою судьбу и любовь нужно бороться, и сражаться при этом честно, без обмана. О том, что каждый человек создан для счастья, а счастье легко найти в простых вещах. Можно добиваться того, что принадлежит другому – завоёвывать чужие земли, желать отношений с чужими жёнами, а можно пойти другим путем – постараться найти свою дорогу, свою судьбу. Главные герои – воплощение светлых и добрых сил – преодолевают все препятствия и обретают взаимное счастливое будущее. В новом витке проекта мы рассматриваем другую проблематику, расширяем целевую аудиторию и географию по сравнению с прошлым проектом, увеличиваем масштаб показов и просмотров, чтобы как можно больше представителей подрастающего поколения смогли найти свой путь, решить для себя важные моральные противоречия, приобщиться к ценностям и смысловому богатству русской классической литературы.
Изюминкой спектакля является то, что каждый зритель сможет не просто посмотреть, но и обсудить спектакль со своими сверстниками, поделиться впечатлениями. Благодаря обмену впечатлениями ребята смогут выйти на новый уровень осмысления. Это подтверждает исследованием Шваловой С.А. «Театральный диалог как способ формирования зрительских компетенций» (2017 г.). Особенность механики проекта способствует знакомству с традиционными духовными ценностями и их укреплению у подрастающего поколения. Это главное отличие от подобных проектов, которые уже проходят в г. Сургут и Сургутском районе, например, культурно-образовательного проекта «Культура для школьников», где зрители просто смотрят спектакль без дальнейшего общения и обсуждения.
По-прежнему сохраняется проблема незаинтересованности молодых людей в чтении произведений классической литературы, которые даются в основной школьной программе. Согласно исследованию Борусяк Л.Ф. «Школьная литература: почему ее не любят школьники. По результатам исследования российских школьников и студентов» молодежь, как и население страны в целом, читает меньше. По данным исследования ВЦИОМ, опубликованном на сайте «Ведомости» (https://clck.ru/33iZdL), подростки всё чаще поверхностно читают любые доступные «тексты в интернете», а чтение книг «становится все более сложным занятием для многих из них». Во время летних каникул 95% школьников с 5-го по 9-й класс читали что-то за пределами школьной программы, но 29% прочитали 1–2 книги, 22% – 3-4 книги, 26% – 7 книг и более. При этом чем старше класс, тем меньше читают подростки: если среди пятиклассников доля тех, кто за лето прочитал всего 1-2 книги, составляет 21%, то к 9-му классу их число вырастает до 35%.
Благодаря многолетнему опыту нашей команды мы знаем, как заинтересовать молодежь в чтении классической литературы и передать традиционные духовные ценности в доступном для них формате. В 2023 году наша команда получила первый опыт реализации театрального проекта «Куда расти?», в котором представила постановку по повести Н.В. Гоголя «Вий». После показов мы получили множество эмоциональных положительных откликов. Наши зрители видят безусловную пользу в таком формате работы, кому-то захотелось прочитать оригинал. Ребят очень впечатлила и вдохновила игра актёров, зрители увидели для себя пример для подражания, осознали к чему стремиться. Это не только развивает эстетический вкус и интерес к литературе, но и помогает в профориентации школьников. Таким образом мы видим актуальность и востребованность проекта для нашей целевой аудитории. Отзывы и впечатления зрителей о первом проекте можно увидеть по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/lbw4BrBmTz353w
Действительно, театр является одним из самых доступных для понимания видов искусства, знакомство с которым начинается с самого детства. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства (https://clck.ru/38TpEm).
Для новой работы в данном направлении мы выбрали для постановки поэму «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. Так мы сможем продолжить транслировать действительно важные мысли: о том, что только смелый и благородный человек достигает своей цели. Что за свою судьбу и любовь нужно бороться, и сражаться при этом честно, без обмана. О том, что каждый человек создан для счастья, а счастье легко найти в простых вещах. Можно добиваться того, что принадлежит другому – завоёвывать чужие земли, желать отношений с чужими жёнами, а можно пойти другим путем – постараться найти свою дорогу, свою судьбу. Главные герои – воплощение светлых и добрых сил – преодолевают все препятствия и обретают взаимное счастливое будущее. В новом витке проекта мы рассматриваем другую проблематику, расширяем целевую аудиторию и географию по сравнению с прошлым проектом, увеличиваем масштаб показов и просмотров, чтобы как можно больше представителей подрастающего поколения смогли найти свой путь, решить для себя важные моральные противоречия, приобщиться к ценностям и смысловому богатству русской классической литературы.
Изюминкой спектакля является то, что каждый зритель сможет не просто посмотреть, но и обсудить спектакль со своими сверстниками, поделиться впечатлениями. Благодаря обмену впечатлениями ребята смогут выйти на новый уровень осмысления. Это подтверждает исследованием Шваловой С.А. «Театральный диалог как способ формирования зрительских компетенций» (2017 г.). Особенность механики проекта способствует знакомству с традиционными духовными ценностями и их укреплению у подрастающего поколения. Это главное отличие от подобных проектов, которые уже проходят в г. Сургут и Сургутском районе, например, культурно-образовательного проекта «Культура для школьников», где зрители просто смотрят спектакль без дальнейшего общения и обсуждения.
Цели
- Повышение у школьников старше 12 лет интереса к чтению классической русской литературы и формирование у них традиционных духовных ценностей путём показа с последующим обсуждением спектакля «Руслан и Людмила» по произведению А.С. Пушкина с сентября по декабрь 2024 г. в школах г. Сургут, Сургутского района и г. Нефтеюганск.
Задачи
- Оценка эффективности проекта
- Информационное освещение проекта
- Подготовка постановки "Руслан и Людмила" для офлайн и онлайн показа
- Повышение у школьников интереса к чтению классической русской литературы и формирование у них традиционных духовных ценностей