Территория успеха
Проект реализует:
Целевые аудитории
- дети 6-8 посещающие детский сад "Белоснежка"
- родители (законные представители) детей 6-8 посещающих детский сад №9 "Белоснежка" города Нягани
Описание проекта
Проект "Территория успеха" представляет собой комплекс специально смоделированных проблемных ситуаций, максимально приближённых к реальной жизни, которые позволят детям 6-8 лет оказаться в условиях, требующих от них принятия собственных решений и выполнения определённых действий.
В рамках реализации проекта будут организованны квест-игры по блоками: "Я и мои друзья" , "Один дома", "Сам себе стилист ", "Юные спасатели", "В мире денег", способные подготовить ребенка к реальной жизни в обществе; задействуют одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество.
Работа по данному проекту уникальна и связана с тем что педагоги выступают не руководителями всех действий, а наставниками, которые находятся в стороне и дают детям возможность сделать свой выбор, применить на практике имеющиеся у них знания и навыки. А вмешиваются лишь тогда когда дети собираются действовать необдуманно, помогая проанализировать то, как бы они могли поступить иначе. Каждый из нас имеет представление о том, что такое огнетушитель, но не у каждого есть реальный опыт его применения. И этот детский и в тоже время жизненный опыт появляется и долго сохраняется в памяти ребенка только тогда когда он что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Чем больше ребенок делает все сам, чем крепче его уверенность в собственных силах, тем сильнее его стремление действовать дальше, Читая стихотворение с театральной сцены, ребёнок приобретает уникальный опыт выступления, преодолевая застенчивость, робость и нерешительность. А смелые и уверенные в себе люди всегда привлекают к себе окружающих и легко вливаются в любую компанию, будь то группа в детском саду, школьный класс или рабочий коллектив. Собираясь на прогулку и обнаружив оторванные на курточке пуговицы перед ребёнком, встаёт снова проблема как быть? И только имея практический навык работы с иголкой и ниткой можно справиться с этой проблемой.. Пешая прогулка с отработкой умений безопасного перехода улиц с практическими упражнениями «Нерегулируемый перекресток», «Самый безопасный маршрут» - это применение навыков и знаний ПДД на практике. Тренировка на на настоящем манекене по оказанию первой медицинской помощи будет мотивировать детей на заботу о своем здоровье и здоровье окружающих. Мастер-класс «Моя прическа», "Школьная форма будущего" практическим путем покажет влияние внешнего вида на окружающих. Квест-игра "Таинственное похищение" в стенах школы научит ориентироваться в новом месте и безбоязненно обращаться за помощью ко взрослым.
Проведение совместно с родителями и социальными партнерами круглых столов, дискуссионных площадок, дня открытых дверей, и мастер-классов "Вместе с мамой, вместе с папой", "Кирпичики развития ребенка" и позволят существенно повысить уровень компетентности родителей в области развития самостоятельности и инициативности своих детей. Позволит получить опыт полноценного общения со своими детьми и увидеть их с другой стороны.
Обоснование социальной значимости
Сегодняшнее общество живет под девизом «все лучшее – детям»: поколение до 18 лет (а то и старше) в большинстве случаев не заботится о том, где взять деньги и обеспечить себя, т.к. их потребности удовлетворяют родители. Недавно проведённое исследование показало, что в России примерно 40% молодых людей (18-35 лет) имеют собственное жильё, но более четверти опрошенных проживают с родителями. [ТАСС, 2021]. Даже если ребенок будет жить отдельно - это еще не гарантия того, что он будет сам решать свои вопросы. Как дети, привыкшие только потреблять, будут самостоятельно заботиться о себе, своих детях?
В возрасте 6-8 лет, на момент поступления в первый класс, дети в силах сами решать, как им выглядеть, как распорядиться карманными деньгами, как провести время, каким дополнительным видом деятельности заниматься. Но ежегодное исследование психологической готовности воспитанников к школе, проводимое педагогом-психологом в детском саду конец 2022-2023 учебного года выявило повышенный и высокий уровень тревожности у 46% воспитанников. Это связанно с тем, что дети понимают - школа – это не просто место, где они будут получать знания, там им придётся принимать самостоятельные решения и преодолевать трудности. Дети сомневаются в своих способностях справиться с проблемами, предпочитают ничего не делать, чтобы избежать неудач. Высокая степень тревожности не влияет на интеллектуальное развитие, но отрицательно сказывается на формировании креативного, творческого мышления. Анализ исследований, показывает тенденцию к повышению уровня тревожности: в2020 г. - 32%, в 2021 г. – 34%, а в 2022 г. – 42% . Тревожность испытывают и родители (законные представители) воспитанников. При этом родители акцентируют свое внимание только на интеллектуальной подготовке ребенка к школе и упускают из вида социальную готовность, которая подразумевает сформированные навыки коммуникативной инициативы, самореализации и самостоятельности. Родители испытывают трудности в развитии самостоятельности у детей, перед ними встает выбор между «научить» и «сделать самим». Многие выбирают второе: так они экономят свое время и избегают непредсказуемого результата. Например, проще и быстрее самому покормить ребенка, чем ждать, пока он сам поест. Подобное поведение в итоге приводит к тому, что ребенок вместо естественного желания «я хочу сделать это сам» начинает испытывать другие чувства «я не могу сделать это сам, т.к. за меня это сделают родители».
Цели
- Формировать у детей 6-8 лет умение выполнять задание по собственной инициативе, без посторонней помощи и постоянного контроля взрослого, путем развития навыков самостоятельности в решении повседневных жизненных задач в бытовой, социально- коммуникативной, досуговой, учебной деятельности в процессе одного учебного года.
Задачи
- Создание условий для активного отдыха и организации эффективных практических форм взаимодействия, направленных на социальное и творческое развитие детей 6-8 лет.
- Способствовать развитию у детей коммуникативных способностей, навыков ситуативно-делового общения. Формировать адекватные способы поведения в различных ситуациях.
- Формировать у детей представлений о том, что значит быть самостоятельным; умение переносить известные способы действия в новые условия, быть организатором своих действий, адекватно оценивать свои действия и осуществлять самоконтроль.
- Организовать продуктивное взаимодействие с родителями (законными представителями) как необходимого условия для социализации детей.
- Формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, навыков безопасного поведения.