Территория свободного творчества "Версия"

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.01.2023 - 30.04.2023
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Второй конкурс 2022)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 253 640 руб.
Размер гранта
767 620 руб.
Cофинансирование
486 020 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Подростки от 12-17 лет: занимаются танцем или другими видами искусства и творчества, ребята, посещающие выставки и другие культурные мероприятия, интересующиеся искусством
  2. Молодежь от 18 до 35 лет: действующие и начинающие хореографы, артисты танцевальных коллективов и театров танца, студенты гуманитарных факультетов, учреждений культуры, люди, интересующиеся искусством
  3. Взрослые от 35 лет и старше: педагоги образовательных учреждений, родители, которые направляют своих детей обучаться какому-либо виду искусства, люди, которые интересуются искусством в целом.
  4. Онлайн-аудитория молодежи: люди, способные организовать свое время в сети, направляя его на просмотр культурного контента
  5. интересующиеся современным искусством, танцоры и хореографы.

Описание проекта

Современное танцевальное искусство – это площадка для эксперимента. В основе каждого эксперимента заложен опыт предыдущих эпох. Осмысленный просмотр искусства подразумевает обучение инструменту осмысления, определенному языку, с помощью которого возможно формировать и определять корневые ценности современного общества, воплощённые в поступках и деятельности людей, в их жизненных позициях и стратегиях поведения.
Современное искусство – язык современного мира.
Танец – это невербальное выражение культурного текста, основанный на знаках, жестах, образах, символах, архетипах, мифологии, истории и философии. Прочтение и интерпретация культурного кода являют собой субъективный процесс и зависит от личностного восприятия.
Есть такое выражение «Красота в глазах смотрящего». К современному искусству относятся работы, созданные ныне живущими и творящими художниками, произведения которых имеют определенный смысл. И современному человеку важно научиться читать работы, представленные танцевальными художниками, что требует от смотрящего несколько «возвышенного» мышления. Воображение и способность судить о прекрасном, расширяет возможности зрителя. Это хорошая возможность стать частью современного искусства и понять, какие темы, вопросы, в том числе и философские, сегодня актуальны для общества.
Модерация проекта выстроена таким образом, чтобы выявить интерпретацию культурных кодов за счет индивидуального сознания в процессе восприятия танцевально-образного текста, от чего зависит формирование ценностного ряда и идеологии жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Расшифровка и прочтение культурного кода содержит в себе не только теоретическую значимость, но и подчеркивает актуальность различных задач, существующих в коммуникации современного общества.
Неотъемлемым компонентом культурного кода, является мировоззренческо-идеалогические установки. Идеология играет важную роль в жизнедеятельности общества, так как она помогает личностям и социальным группам определять цель и смысл развития человека и общества.
Образовательный проект Территория свободного творчества «Версия», способствует решению социальных задач через формирование и расширение мировоззрения человека, позволяет за счет коллективной работы выявлять духовно-нравственные ценности, мотивировать авторов на активизацию интереса зрителя к пониманию современного искусства как инструменту познания себя и формирования творческой личности, заинтересованной в самовыражении.

Обоснование социальной значимости

1. Сейчас такое время, когда вместе с технологическим ростом, так же быстро начало развиваться современное искусство, и конкретно современный танец. И вместе с хореографами, которые говорят через свое искусство на актуальные человеческие темы, должен развиваться и зритель. Из-за того, что возникает непонимание произведения, зритель, особенно молодой, все реже проявляет инициативу посетить в частности хореографические спектакли и перфомансы. Метод «Осмысленный просмотр искусства» дает возможность развивать индивидуальный взгляд зрителя и умение дешифровать смыслы, заложенные в произведении – каждый находит для себя свою суть, свой смысл и учится выражать свой взгляд, тем самым проявляясь также полноценно, как артист проявляется на сцене. Совершенно не обязательно быть профессионалом танца, чтобы разбираться в танцевальном произведении. Наша задача – вывести зрителя на уровень ценителя искусства. 2. Вторая проблема заключается в том, что именно транслируется через произведение и насколько через танцевальный язык, режиссерские ходы и приемы понятно преподнесена информация. Очень немногие закладывают целостные и созидательные смыслы в произведения. Часто современное искусство ассоциируется с чем-то отталкивающим зрителя, смелым, но неэстетичным, транслирующим безвыходные состояния, в которых на преподносится никаких конструктивных жизненных перспектив. На наш взгляд, искусство должно вдохновлять, направлять человека к собственной реализации и развивать созидательное мышление. Осмысление танцевальных произведений полезно как профессионалам, так и будущим постановщикам, чтобы видеть, как выстраивать связь со зрителем, яснее понимать, как раскрыть тему в произведении, выявлять смыслы, которые хочется донести до зрителя, и понимать сверхзадачи, которые решаются за счет показа. Данные проблемы озвучиваются педагогами современного танца в России: В. Варнава: «Если хореограф задумал что-то рассказать, то надо максимально внятно эту идею воплотить. Иногда это не нарратив, а только впечатление, но его надо уметь передавать зрителю. Для этого важно четко формулировать свою идею и видеть конечный результат во всей совокупности, чего многим хореографам не хватает – внятности на уровне идеи» О. Васильева: «Я рассчитываю, что всегда должен быть люфт между моей постановкой и опытом зрителя, его образованностью, чтобы происходили процессы развития у зрителя в соприкосновении с произведением, а не создавался эффект «Я это уже видел» А. Яценко: «Мало образованных хореографов с культурным багажом и ценностной основой, следовательно может быть сильная техника, но слаба идеология и посыл (А. Яценко) К. Кейхель: «Современному искусству в целом важна среда, где человек воспитывается и растет. Одно дело, когда тебе объясняют коды, разъясняют метафоры, и со временем ты учишься их понимать сам. А если этой предварительной работы нет, то зрителю остается только понимать или не понимать, что происходит на сцене, отталкивать или принимать информацию… Должно быть больше образовательных историй, которые бы помогали внедряться в этот язык. Если не на уровне государственного образования, то хотя бы на уровне самообразования личности» Л. Бурдинская: «Зрителю нужны отправные точки, чтобы что-то понять, когда он видит это впервые, надо проводить беседы, встречи со своим зрителем». Проблемы также описываются: – в научных работах искусствоведов: Крылов С.Н. «Сколько существует искусствознание, столько ведутся споры: считается ли любое новаторское явление в искусстве прогрессом или же постоянной деградацией культуры»; «Публика, мало знакомая с тенденциями искусства, предвзято относится ко всем проявлениям современного творчества и старается избежать контакта. Отказ от диалога становится изначальной причиной недопонимания». – в известных журналах: Forbes: «У аудитории отсутствует контекст для понимания коцептуально-сложных работ – и это становится серьезным препятствием для углубленного знакомства с ними»; – в федеральных СМИ: ТАСС: «Выяснилось, что более 60% опрошенных не понимают современное искусство, но только 15% признались, что совсем им не интересуются».

Цели

  1. Реализация культурно-образовательного события в сфере современного танца, направленного на трансляцию через авторские постановки человеческих ценностей и созидательных смыслов, на воспитание в зрителе эстетического вкуса, навыков осмысления и понимания языка танца – в очном и онлайн форматах.

Задачи

  1. Тематическая и организационная проработка проекта
  2. Реализация культурно-образовательной программы проекта, сочетающей показы танцевальных спектаклей и коммуникационную основу в формате «Осмысленный просмотр искусства» в соответствии с тематикой постановок
  3. Продвижение современного танцевального искусства и осмысленного подхода к его восприятию – в Интернете

`