Траектория "Развитие"
Целевые аудитории
- Молодежь и студенты
Описание проекта
В настоящее время государство уделяет большое внимание приобретению знаний и формированию навыков учащихся старших классов. Государственный и общественный запросы выражаются в таких наиболее востребованных компетенциях, как написание исследовательских работ, умение выступать публично, навыки социального проектирования.
Особую важность представляет процесс формирования мировоззренческих установок, основанных на традиционных российских духовно-нравственных ценностях.
Проект представляет собой курс, состоящий из четырех модулей, который поможет школьникам старших классов (8-11) повысить свой интеллектуальный уровень и компетенции для успешной самореализации в учебной и внеучебной деятельности. В каждый модуль будет встроен духовно-нравственный компонент.
Модуль 1: "Исследовательская работа" (4 ак.ч.). Современным школьникам необходимо писать научно-исследовательские проекты. Желательно, чтобы они имели возможность получить консультацию от научного-педагогического работника, имеющего опыт научных исследований. Модуль включает в себя семинары для педагогов и школьников с изложением пошаговой методики написания научно-исследовательской работы. На основе приобретенный знаний школьники смогут написать исследования и представить их на городском, региональном и всероссийском уровне. Модуль включает 4 ак.ч. групповых занятий и около 30 ч. индивидуальных консультаций.
Модуль 2: "Школа православного экскурсовода" (24 ак.ч.). В ряде конкурсов научно-исследовательских проектов отдельной номинацией представлены экскурсионные проекты. К примеру, НКО "Благотворительный фонд наследия Менделеева" организует отдельный конкурс "Юный экскурсовод России". В рамках модуля 2 школьники ознакомятся с методикой проведения внутримузейных и пешеходных (автобусно-пешеходных) экскурсий, закрепят знания на практике в учреждениях культуры г. Сургута, напишут экскурсионный проект и сдадут экзамен, представляющий собой экскурсию по одному из храмов города.
Модуль 3: "Школа публичных выступлений" (14 ак.ч. + индивидуальные консультации). Научно-исследовательские и экскурсионные проекты недостаточно написать - их необходимо качественно презентовать. Теме публичных выступлений посвящен третий модуль проекта. Его прохождение поможет школьникам достойно представить свои исследовательские и экскурсионные проекты, уверенно держать себя перед аудиторией и выступить с яркой защитой проекта. Актуальность навыков публичных выступлений не вызывает сомнений, а знания и опыт, полученные в рамках курса, останутся со школьниками на всю жизнь.
Модуль 4: "Социальное проектирование" (16 ак.ч.) предполагает дальнейшее развитие школьников старших классов в области добровольчества, участия в социальных проектах и руководства проектами. В рамках модуля школьники сформируют команды, разработают и защитят социальные проекты, подав их на грантовые конкурсы. Подобная деятельность позволит им не только пополнить свое портфолио и добавить дополнительные баллы к баллам ЕГЭ, но и вырасти как личности.
Работа в рамках курса также предполагает овладение навыками публикаций материалов в социальных сетях, первичной обработки фотографий и запись видеороликов на этапах реализации и окончания каждого модуля. По окончания каждого модуля будет оказана минимум одна индивидуальная консультация для всех планируемых 30-ти слушателей.
Проект "Траектория "Развитие"" ориентирован на старшеклассников (8-11 классы) гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца, знающих с основами Православной веры, но доступен для всех желающих ознакомиться с духовным и культурным наследием России, реализовать себя в области исследовательской, экскурсионной и социальной деятельности.
Актуальность проекта обусловлена также возрастающим интересом к истории и культурному наследию России, желанием соприкоснуться с духовным и культурным наследием Православия и получить об этом достоверную информацию. Проект позволяет расширить знания и усилить компетенции участников, что позволит им транслировать полученные знания для широкой аудитории, в частности, в форме проведения экскурсий по православным храмам города и округа.
Все четыре модуля представляют собой единую программу, но каждый модуль доступен также для отдельного прохождения. По окончания Модуля 1: "Исследовательская работа" и Модуля 2: "Школа православного экскурсовода", а также успешной сдачи экзамена учащиеся получают сертификат партнера проекта - Мультимедийного исторического парка "Россия - моя история. Югра".
Уникальность проекта заключается в том, что впервые в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре представлена программа комплексного развития наиболее актуальных для учащихся старших классов компетенций, а «Школа православного экскурсовода» не имеет аналогов в автономном округе.
Проект рассчитан на развитие в среднесрочной перспективе (3-5 лет), поэтому позиции техники выбраны исходя из задачи эффективной работы на протяжении этого периода. Проект будет реализован в каждом последующем учебном году (до 2026 года) с увеличением количества и географии участников.
В 2021-2022 г. проект состоит из четырех модулей и имеет преимущественно очную форму обучения. Вместе с тем занятия Модуля 1: "Исследовательская работа" будут записаны и опубликованы для наиболее широкого охвата аудитории.
Модуль "Школа православного экскурсовода" после 2021-2022 уч.года планируется проводить в очно-дистанционном формате с привлечением участников со всего Ханты-Мансийского округа - Югры: уже имеются запросы от представителей общественности и работников науки и культуры Нефтеюганска, Ханты-Мансийска и других городов Югры.
Проект имеет высокий потенциал и широкие возможности для последующего развития.
Занятия в рамках Модуля 1 (4 ак. ч.) и часть занятий Модуля 2 (около 10 ак.ч.) будут проводиться на базе Мультимедийного исторического парка "Россия - моя история. Югра". Остальные занятия курса и частные консультации - в актовом зале и кабинете Гимназии во имя святителя Николая Чудотворца.
Результатом реализации проекта станет очное обучение примерно 30 учащихся старших классов компетенциям исследовательской работы, проведения экскурсий, публичным выступлениям и социальному проектированию. Учащиеся значительно повысят свой образовательный уровень.
Социальный эффект проекта заключается также в охвате примерно 1000 человек: ожидается 400-500 просмотров записанного курса "Исследовательская работа" и около 500 человек - слушателей экскурсий, проводимых выпускниками курса. С художественным музеем г. Сургута заключено соглашение на проведение экскурсий по выставке "Искусство как молитва". Также выпускники курса будут проводить экскурсии в Мультимедийном историческом парке "Россия - моя история" и на других выставочных площадках города и округа.
Поддержка исследовательской и экскурсионно-туристической деятельности школьников является поручением Президента России, данного им главам регионов после общения со школьниками 1 сентября.
Цели
- Приобретение школьниками старших классов (8-11) знаний и компетенций для успешной самореализации в учебной и внеучебной деятельности
Задачи
- Приобретение старшеклассниками компетенций написания качественных научно-исследовательских проектов
- Формирование у школьников навыков проведения внутримузейных и пешеходных экскурсий
- Улучшение навыков публичных выступлений, работа с волнением, овладение техниками ораторского мастерства
- Умение писать проекты, нацеленные на решение актуальных социальных проблем, волонтерская деятельность