Транслингвальная нейростимуляция детей с ОВЗ
Проект не получил поддержку
Сроки реализации
01.07.2025 - 01.07.2026
Источник финансирования
Фонд президентских грантов (Второй конкурс 2025)
Подробнее
География проекта
Целевые аудитории
Общая сумма расходов на реализацию проекта
481 300 руб.
Размер гранта
481 300 руб.
Проект реализует:
Целевые аудитории
дети в возрасте 1,5–18 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проживающие в г.п. Федоровский, имеющие ДЦП, задержку речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи (ОНР), задержку психического развития (ЗПР), последствия черепно-мозговых травм
Описание проекта
Сегодня наблюдается рост числа детей с ОВЗ и недостаток доступной реабилитации, так по данным Росстата (2023), в ХМАО-Югре за последние 5 лет число детей с инвалидностью увеличилось на 12%, что превышает среднероссийский показатель (9.4%). В Сургутском районе проживает более 1,200 детей с ОВЗ, из них 65% — с нарушениями речи, моторики и когнитивных функций (ДЦП, ЗПР, ЗРР).В г.п. Федоровский и близлежащих посёлках нет центров, предлагающих современные методы реабилитации узкого профиля. 73,6% родителей вынуждены возить детей в Сургут или Ханты-Мансийск, что требует больших затрат на транспорт и проживание за курс лечения, что подтверждено опросом.Также это подтверждено исследованиями:1. Метаанализ ВОЗ (2022): у 80% детей с ДЦП и ЗРР, не получивших раннюю коррекцию из-за отсутствия возможностей, к подростковому возрасту развиваются вторичные нарушения: социальная дезадаптация (65%), депрессивные расстройства (40%).2. Отчёт Минздрава РФ (2023): только 30% детей с ОВЗ в малых населённых пунктах имеют доступ к комплексной реабилитации.Инновационная реабилитация детей с ОВЗ через транслингвальную нейростимуляцию (ТЛНС) является эффективным способом улучшения когнитивных, речевых и двигательных навыков. Это подтверждено научно:1. Исследование Игнатовой Т.С. (2019): Курс ТЛНС (30 сеансов) улучшил речь и моторику у 78% детей со спастической диплегией.2. Работа Жураковской Е.Н. (2020): ТЛНС сократила срок коррекции речевых нарушений на 40% по сравнению с традиционными методами.Однако 67,9% родителей не знают о существовании ТЛНС и ее пользе. Местные логопеды и неврологи редко применяют ТЛНС из-за отсутствия обучения и оборудования. Исходя из этого имеется острая потребность во внедрении услуг реабилитации через транслингвальную нейростимуляцию (ТЛНС), что подтверждено опросом ВЦИОМ Нейротехнологии в медицине: новая надежда? (2024)Процедура транскраниальной микрополяризации эффективно влияет на когнитивную и эмоционально-волевую сферу у детей. Следует отметить, что более значительные результаты будут получены у детей, получивших несколько курсов микрополяризации в сочетании с биоакустической коррекцией БАК.Детям с сопутствующей эмоциональной лабильностью, нарушениями поведения, СДВГ, неврозами (тики, заикания) надо провести процедуры электросна. Электросон, обладая нейротропным воздействием на подкорковые структуры ЦНС, усиливает процессы торможения в коре головного мозга, вызывая сон.
Обоснование социальной значимости
Сегодня наблюдается рост числа детей с ОВЗ и недостаток доступной реабилитации, так по данным Росстата (2023), в ХМАО-Югре за последние 5 лет число детей с инвалидностью увеличилось на 12%, что превышает среднероссийский показатель (9.4%). В Сургутском районе проживает более 1,200 детей с ОВЗ, из них 65% — с нарушениями речи, моторики и когнитивных функций (ДЦП, ЗПР, ЗРР).В г.п. Федоровский и близлежащих посёлках нет центров, предлагающих современные методы реабилитации узкого профиля. 73,6% родителей вынуждены возить детей в Сургут или Ханты-Мансийск, что требует больших затрат на транспорт и проживание за курс лечения, что подтверждено опросом.Также это подтверждено исследованиями:1. Метаанализ ВОЗ (2022): у 80% детей с ДЦП и ЗРР, не получивших раннюю коррекцию из-за отсутствия возможностей, к подростковому возрасту развиваются вторичные нарушения: социальная дезадаптация (65%), депрессивные расстройства (40%).2. Отчёт Минздрава РФ (2023): только 30% детей с ОВЗ в малых населённых пунктах имеют доступ к комплексной реабилитации.К тому же традиционные методы не совсем эффективны, медикаментозная терапия даёт временный эффект, вызывает побочные действия (сонливость, аллергии), что отмечают 52,8% родителей. Физиотерапия и ЛФК требуют длительных курсов (6–12 месяцев), что финансово и эмоционально истощает семьи, а логопедические занятия часто не учитывают нейрофизиологические особенности детей с ОВЗ, что замедляет прогресс.По данным опроса ВЦИОМ «Народная» медицина: за и против (2023) родителей 6% респондентов отметили, что традиционные методы не принесли значимых улучшений. А по результатам опроса ВЦИОМ Нейротехнологии в медицине: новая надежда? (2024) 41% выразили готовность к использованию инновационных немедикаментозных технологий.67,9% родителей впервые слышат о методе транслингвальной нейростимуляции (ТЛНС). 98,1% родителей хотели бы получить больше информации о данном инновационном методе. В нашем опросе 100% респондентов выразили готовность к использованию транслингвальной нейростимуляции (ТЛНС) для осуществления комплексной реабилитации.Инновационная реабилитация детей с ОВЗ через транслингвальную нейростимуляцию (ТЛНС) является эффективным способом улучшения когнитивных, речевых и двигательных навыков. Это подтверждено научно:1. Исследование Игнатовой Т.С. (2019): Курс ТЛНС (30 сеансов) улучшил речь и моторику у 78% детей со спастической диплегией.2. Работа Жураковской Е.Н. (2020): ТЛНС сократила срок коррекции речевых нарушений на 40% по сравнению с традиционными методами.Однако 67,9% родителей не знают о существовании ТЛНС и ее пользе. Местные логопеды и неврологи редко применяют ТЛНС из-за отсутствия обучения и оборудования. Исходя из этого имеется острая потребность во внедрении услуг реабилитации через транслингвальную нейростимуляцию (ТЛНС), что подтверждено опросом ВЦИОМ Нейротехнологии в медицине: новая надежда? (2024)- Процедура транскраниальной микрополяризации эффективно влияет на когнитивную и эмоционально-волевую сферу у детей. Следует отметить, что более значительные результаты будут получены у детей, получивших несколько курсов микрополяризации в сочетании с биоакустической коррекцией БАК.- Детям с сопутствующей эмоциональной лабильностью, нарушениями поведения, СДВГ, неврозами (тики, заикания) надо провести процедуры электросна. Электросон, обладая нейротропным воздействием на подкорковые структуры ЦНС, усиливает процессы торможения в коре головного мозга, вызывая сон. Учитывая особенности наших пациентов (наличие страхов темноты, закрытого пространства, новых помещений, трудностей в понимании и выполнении инструкций), чаще всего наложение токопроводящих электродов проводится по лобно-сосцевидной методике. Длительность импульса тока устанавливается в диапазоне 0,2- 0,5 мс. Частота следования импульсов в диапазоне от 1 до 200 ГЦ подбирается индивидуально. При невозможности описать ребенком свои ощущения, назначается «ритм навязывания», близкий к естественному среднему ритму подкорковых образований, 10 Гц. Процедура длится 25- 30 минут, на курс рекомендуется 10-12 процедур ежедневно или через день, 2- 3 раза в год. После процедуры у детей отмечается улучшение эмоционального фона, спокойное поведение,Проект является уникальным для Сургутского района, а такой метод имеет ряд преимуществ:1. Немедикаментозность: отсутствие побочных эффектов, разрешён для детей с 1,5 лет.2. Комплексность: одновременно стимулирует речевые, двигательные и когнитивные зоны мозга.3. Совместимость: интегрируется с логопедическими занятиями, ЛФК, нейропсихологическими тренингами.К тому же, есть положительная практика, в Тверской области проект «Комплексная программа помощи семьям с детьми с ОВЗ и инвалидностью» (2024). Отмечено, что дети стали более усидчивы, стали проявлять интерес к занятиям, любознательность, снизился уровень агрессивности, гиперактивности, развили творческие навыки, повысилась их самооценка и уверенность в себе. Все это подтверждено (ссылка). https://stupenkirosta.ru/
Цели
Улучшение когнитивных, речевых и двигательных навыков у не менее 50 детей 1,5–18 лет с ОВЗ из г.п. Федоровский, имеющих ДЦП, задержку речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи (ОНР), задержку психического развития (ЗПР), последствия черепно-мозговых травм через внедрение курса транслингвальной нейростимуляции (ТЛНС).
Задачи
1 задача: Разработать и внедрить программу реабилитации с использованием ТЛНС и Микрополяризации
2 задача: Обеспечить доступ к реабилитации
3 задача: Повысить осведомлённость у родителей
2 задача: Обеспечить доступ к реабилитации
3 задача: Повысить осведомлённость у родителей