Тренировочная квартира для детей с РАС и прочими ментальными нарушениями

Реализуется
Сроки реализации 14.11.2021 - 16.04.2022
Источник финансирования Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2021 года)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
251 997 руб.
Размер гранта
251 997 руб.

Целевые аудитории

  • Дети с ОВЗ

Описание проекта

В настоящее время в городе Ханты-Мансийске более 80 детей с диагнозам РАС и численность их растет с каждым годом быстрыми темпами.  Окружающая среда и вся инфраструктура (образование, здравоохранение, социальная сфера и само общество) не успевают меняться так, чтобы полностью соответствовать потребностям этой категории детей.  

Наиболее актуальные проблемы, которые в настоящее время не решаются в рамках доступных традиционных образовательных  и реабилитационных программ - это обучение детей эффективной коммуникации, обучение правилам поведения в бытовых жизненных ситуациях и необходимым навыкам самообслуживания. 

Большинство детей данной категории не владеют навыком коммуникации даже на бытовом уровне, не умеют приготовить себе простой завтрак, не знают, как купить продукты в магазине, не могут помыть за собой посуду или подмести пол. А ведь овладев этими простыми жизненными умениями, ребенок становится намного самостоятельнее и увереннее. В результате,  повышается качество жизни самого ребенка и всей его семьи. 

Вопросы социально-бытовой адаптации отчасти решаются в БУ ХМАО-Югры  «Ханты-Мансийский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Но есть ряд ограничений, которые не позволяют организовать системную работу и охватить всех нуждающихся в данной помощи детей. Например, это невозможность создать реалистичную модель отдельной жилой квартиры в учреждении такого рода; совмещение в группах детей разных нозологий, требующие разных подходов абилитации и реабилитации;  дефицит специфического образования персонала; сложности в организации занятии по социально-бытовой адаптации  для детей, не посещающих группы дневного пребывания в реабилитационном центре и т.д.

Проект Тренировочной квартиры решает проблему социально-бытовой адаптации детей  с расстройствами аутистического спектра и прочими ментальными нарушениями с помощью организации тренировочной площадки на базе обычной жилой квартиры в спальном районе. Процесс обучения строится путем моделирования распространенных бытовых ситуаций, в рамках которых формируются бытовые навыки и правильное поведение.

Также в рамках проекта создаются ситуации для накопления положительного опыта общения со сверстниками и взрослыми, чтобы повысить мотивацию детей к коммуникации и сформировать потребность в общении. 

Дети-участники проекта получат возможность научиться общаться со взрослыми и сверстниками в контексте привычных бытовых ситуаций. Они смогут в той или иной степени освоить необходимые бытовые навыки, такие как: умение купить продукты, приготовить простую пищу, помыть посуду, сделать простую уборку в квартире. В целом, дети смогут стать более самостоятельными и повысить качество своей жизни и жизни ближайших родственников.

Команда проекта состоит из педагогов, педагогов-психологов, специалистов прикладного анализа поведения разного уровня. Часть команды - это мамы детей с РАС, которые имеют непосредственный опыт и знания об особенностях взаимодействия с детьми данной категории. Минимальное количество детей-участников проекта, родители которых уже сейчас заявили о готовности участвовать в проекте, – 21. Возможно увеличение  количества участников проекта в процессе его реализации. 

Немаловажен дополнительный эффект, который ожидается от реализации проекта:

  • приобретение специфических компетенций специалистами, согласившимися принять участие в проекте;
  • обучение родителей участников проекта практическим приемам, которые они смогут использовать далее в домашней среде;
  • резонанс среди людей, напрямую не участвующих в проекте, но узнавших о нем из СМИ или от участников и партнеров проекта.

Цели

  • Повышение уровня самостоятельности детей с РАС и прочими ментальными нарушениями через: 1. обучение функциональной коммуникации, 2) Создание и накопление положительного опыта общения с ровесниками и взрослыми 3. Формирование навыков самообслуживания 4. усвоение моделей и правил поведения в публичных местах (магазин, улица) и дома. 5. Генерализацию навыков в натуральной бытовой среде.

Задачи

  • Поиск и аренда помещения.
  • Набор группы участников проекта.
  • Постановка индивидуальных целей и разработка методического материала.
  • Обучение и сопровождение специалистов.
  • Проведение обучающих тренингов.
  • Текущий мониторинг, корректировка индивидуальных планов .
  • Сбор обратной связи, оценка эффективности проекта.

Команда


`