Тренировочная квартира для детей с РАС и прочими ментальными нарушениями
Целевые аудитории
- Дети с ОВЗ
Описание проекта
В настоящее время в городе Ханты-Мансийске более 80 детей с диагнозам РАС и численность их растет с каждым годом быстрыми темпами. Окружающая среда и вся инфраструктура (образование, здравоохранение, социальная сфера и само общество) не успевают меняться так, чтобы полностью соответствовать потребностям этой категории детей.
Наиболее актуальные проблемы, которые в настоящее время не решаются в рамках доступных традиционных образовательных и реабилитационных программ - это обучение детей эффективной коммуникации, обучение правилам поведения в бытовых жизненных ситуациях и необходимым навыкам самообслуживания.
Большинство детей данной категории не владеют навыком коммуникации даже на бытовом уровне, не умеют приготовить себе простой завтрак, не знают, как купить продукты в магазине, не могут помыть за собой посуду или подмести пол. А ведь овладев этими простыми жизненными умениями, ребенок становится намного самостоятельнее и увереннее. В результате, повышается качество жизни самого ребенка и всей его семьи.
Вопросы социально-бытовой адаптации отчасти решаются в БУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Но есть ряд ограничений, которые не позволяют организовать системную работу и охватить всех нуждающихся в данной помощи детей. Например, это невозможность создать реалистичную модель отдельной жилой квартиры в учреждении такого рода; совмещение в группах детей разных нозологий, требующие разных подходов абилитации и реабилитации; дефицит специфического образования персонала; сложности в организации занятии по социально-бытовой адаптации для детей, не посещающих группы дневного пребывания в реабилитационном центре и т.д.
Проект Тренировочной квартиры решает проблему социально-бытовой адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и прочими ментальными нарушениями с помощью организации тренировочной площадки на базе обычной жилой квартиры в спальном районе. Процесс обучения строится путем моделирования распространенных бытовых ситуаций, в рамках которых формируются бытовые навыки и правильное поведение.
Также в рамках проекта создаются ситуации для накопления положительного опыта общения со сверстниками и взрослыми, чтобы повысить мотивацию детей к коммуникации и сформировать потребность в общении.
Дети-участники проекта получат возможность научиться общаться со взрослыми и сверстниками в контексте привычных бытовых ситуаций. Они смогут в той или иной степени освоить необходимые бытовые навыки, такие как: умение купить продукты, приготовить простую пищу, помыть посуду, сделать простую уборку в квартире. В целом, дети смогут стать более самостоятельными и повысить качество своей жизни и жизни ближайших родственников.
Команда проекта состоит из педагогов, педагогов-психологов, специалистов прикладного анализа поведения разного уровня. Часть команды - это мамы детей с РАС, которые имеют непосредственный опыт и знания об особенностях взаимодействия с детьми данной категории. Минимальное количество детей-участников проекта, родители которых уже сейчас заявили о готовности участвовать в проекте, – 21. Возможно увеличение количества участников проекта в процессе его реализации.
Немаловажен дополнительный эффект, который ожидается от реализации проекта:
- приобретение специфических компетенций специалистами, согласившимися принять участие в проекте;
- обучение родителей участников проекта практическим приемам, которые они смогут использовать далее в домашней среде;
- резонанс среди людей, напрямую не участвующих в проекте, но узнавших о нем из СМИ или от участников и партнеров проекта.
Цели
- Повышение уровня самостоятельности детей с РАС и прочими ментальными нарушениями через: 1. обучение функциональной коммуникации, 2) Создание и накопление положительного опыта общения с ровесниками и взрослыми 3. Формирование навыков самообслуживания 4. усвоение моделей и правил поведения в публичных местах (магазин, улица) и дома. 5. Генерализацию навыков в натуральной бытовой среде.
Задачи
- Поиск и аренда помещения.
- Набор группы участников проекта.
- Постановка индивидуальных целей и разработка методического материала.
- Обучение и сопровождение специалистов.
- Проведение обучающих тренингов.
- Текущий мониторинг, корректировка индивидуальных планов .
- Сбор обратной связи, оценка эффективности проекта.