Туси на Руси – этно-квест для городской молодежи

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.03.2024 - 30.10.2024
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Первый конкурс 2024)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
3 350 118 руб.
Размер гранта
2 393 918 руб.
Cофинансирование
956 200 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Молодежь 18-35 лет, лидеры мнений, микроблогеры, незнакомые с культурой народов, проживающих на территории ХМАО-Югра, увлекающиеся историей, туризмом, 16 человек
  2. Молодежь 14-35 лет, жители ХМАО-Югра, интересующиеся культурой своего края, не менее 600 человек - вторичная целевая аудитория (зрители)
  3. Молодежь 14-35 лет, подписчики (охваты) первичной аудитории, 2250 человек (расчет сделан, исходя из среднего показателя числа Данбара)

Описание проекта

Богатство этнических культур - одно из главных преимуществ нашей страны. ХМАО - самый многонациональный регион РФ, у нас 123 национальности. Опыт проведения первого проекта подтвердил важность инициативы, так как многие национальности, проживая рядом друг с другом ничего не знают о культуре и традициях друг друга.
Сегодняшний мир всё активнее обращается к визуальности. Даже интернет показывает, насколько важна для нас визуализация: мы мало пишем текста, но используем картинки и видео-контент. Для воспитания гармоничного гражданина многонационального государства и прививания не «квасного патриотизма» молодежь России необходимо не просто знакомить с литературой по разным этносам, но позволить им соприкоснуться, погрузиться в особенности этнографических обрядов и праздников, которые с каждым годом у разных народов уходят в небытие. Особую значимость приобретают проблемы, связанные с укреплением единства российской нации при обеспечении этнокультурного развития народов. Не случайно в научных исследованиях, связанных с определением основных целей, тенденций развития национальной политики, на первый план выходит обоснование таких понятий, как «этническая идентичность», «национальная идентичность», «национально-культурная идентичность», «национальное самосознание», «национальная культура». Национально-культурная идентичность становится главным условием развития современного государства и комфортного существования всех его граждан.
Для погружения в этническую культуру наши участники побывают в нескольких городах, где не просто познакомятся с особенностями проживающих в них народностей, но и увидят, сколько общего у этих народностей с русской культурой и в чем наше единство.
Погружение в этнокультуру, знакомство с традициями и понимание того, что русская культура находится в непосредственной связке с другими этносами в нашем проекте будет происходить через аутентичные костюмы, опыт первых фольклорных экспедиций на этих территориях, рукописные и фонографические записи, рассказы о типах мышлений, морфологию волшебной сказки, фольклор в разных видах искусства, знакомство с публикациями выдающихся учёных этнографов, этнологов, этнолингвистов, а также с записями подлинных фольклорно-этнографических экспедиций, и, конечно же, пройдут традиционные игры на музыкальных инструментах, вечерки, танцы разных национальностей, мастер-классы по пению и декоративно-прикладному творчеству. Мы сравним культурные обычаи азербайджанцев, аварцев, чеченцев, киргизов, осетин и чувашей с русской культурой, покажем участникам как тесно они переплетаются.
Программа проекта составлена так, чтобы показать, что именно этническая культура украшает своим многообразием нашу жизнь, делает ее ярче и помочь осознать себя по-новому.

Обоснование социальной значимости

Сегодня в нашей стране серьезное внимание уделяется укреплению российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации, связанных с патриотизмом и любовью к Родине. В современной многонациональной России самобытное искусство каждого народа, проживающего на её территории, имеет право на изучение, сохранение и поддержку. Неслучайно Президент РФ В.В. Путин подчеркивает: «…вся красота и вся наша сила в нашей самобытности и единстве». https://ria.ru/20180507/1520028266.html
Востребованность данного проекта была продиктована острой необходимостью популяризации культуры различных народностей в молодежной среде, воспитания творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности. Анализируя Стратегию реализации национальной политики на территории ХМАО – Югры (https://docs.cntd.ru/document/429081812) мы видим, что приоритетами являются укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности народов Российской Федерации, проживающих в автономном округе, а также сохранение этнокультурного и языкового многообразия автономного округа, а в число задач входит содействие этнокультурному и духовному развитию народов Российской Федерации, проживающих в автономном округе; обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений; формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Уникальность и актуальность проекта заключается также в специфичности нашей территории. В сильно удаленных от центра местностях нашего округа не происходит "ничего культурного". ХМАО - самый многонациональный регион РФ, у нас 123 национальности. Опыт проведения первого проекта подтвердил важность инициативы, так как многие национальности, проживая рядом друг с другом ничего не знают о подлинных традициях друг друга. В отдаленных городах Югры преобладает какой-то один этнос, таким образом, национальная культурная составляющая "зацикливается" только на них. Что создает ограниченное представление о русской культуре и культуре других национальностей Югры в целом. Также наш проект закрывает проблемы которые возникают на межнациональном и межконфессиональном уровне.
Проект согласуется с целями и задачами «Основ государственной молодежной политики до 2025г.» (http://static.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf), такими как: реализация просветительских и иных программ, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде; вовлечение молодежи в реализацию программ по сохранению российской культуры, исторического наследия народов страны и традиционных ремесел; вовлечение молодежи в творческую деятельность, поддержка молодых деятелей искусства, а также талантливой молодежи, занимающейся современными видами творчества и не имеющей специального образования.
Проведенное нами исследование среди молодых людей 18-35 лет, в количестве 500 человек, проживающих на территории РФ, в том числе ХМАО-Югра, показало, что 87% не знакомы с культурой и традициями народов, проживающих на территории ХМАО-Югры, а 68% хотят больше знать об этнокультурных традициях народов, 95% считают, что проекты, направленные на изучение культуры страны, необходимы и 79% хотели бы принять участие в проекте подобных проектах. (Результаты опроса прикреплены во вкладке "доп. файлы").
Ранее нашей командой был реализован первый цикл проекта "Туси на Руси", где мы работали с с ногайцами, татарами, башкирами, марийцами и молдаванами, который получил огромный отклик от молодежи и большое количество заявок на участие. В этом проекте мы будем работать с азербайджанцами, аварцами, чеченцами, киргизами, осетинцами, чувашами, и также будем представлять русскую культуру, увеличим количество участников с 10 до 16, количество зрителей до 600 человек и у 2250 подписчиков появится возможность увидеть реализацию нашего проекта онлайн через эфиры наших участников.

Цели

  1. Популяризация этнокультурной традиции народов, проживающих на территории ХМАО-Югры путем проведения просветительской программы по городам: Сургут, Белоярский, Нягань, Югорск, Ханты-Мансийск и Нефтеюганск среди 16 участников и 2850 зрителей и создания блога по этнокультуре.

Задачи

  1. Формирование информационного поля проекта
  2. Подведение итогов проекта
  3. Проведение образовательных и культурных мероприятий