ТВОРЧЕСКАЯ ART-ЛАБОРАТОРИЯ Покачевского театра-студии "INDIGO"
Описание проекта
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Познанье выше имени и званья
И выше свойств врожденных воспитанье.
Коль в воспитанье сил не обретут,
Врожденные достоинства замрут.
(Фирдоуси Абулькасим.)
Коренные изменения, происходящие в наше время в обществе, диктуют потребность в воспитании творческой, образованной, активной и дееспособной личности, и репетиции в школьном театре, и сам спектакль, подготовленный самими подростками, является одним из важнейших способов достижения этой цели.
Этому и способствует школьный театр-студия, который помогает реализовать на практике через определенные по теме спектакли те мысли и чувства, которые посещают в жизни каждого человека, а особенно человека, находящегося в самом начале жизненного пути, т.е. ребенка, подростка.
Не отвратить от книги, а навсегда «заразить благородной болезнью» любви к чтению, разбудить ум, чувства, воображение, увлечь возможностью творчества и сотворчества, открытия мира и человека в нем – вот благороднейшая задача данного проекта
В такой творческой и душевной атмосфере нет и не может быть места скуке, а есть работа на сцене, дающая не только глубокие знания тех драматических произведений, но и вызывающие взрывы радости, ощущение полета, удивительных открытий в процессе содружества юных актеров и зрителей. В такой атмосфере нет и не может быть места равнодушию, скуке, унылой вежливой дисциплине, зато предостаточно элементов неожиданности и иногда даже » сюрпризности».
Любой спектакль тревожит, обогащает, облагораживает душу ребенка, расширяет его кругозор, воспитывает художественный вкус.
Потребность в удовлетворении духовных запросов каждого человека определяется духовными запросами общества. Однако в наш век, в век дефицита общения и приоритета во времяпрепровождении детей и подростков компьютерных игр у ребенка сдерживается развитие эмоций, и его психоэмоциональные качества загоняются в глубину сознания. Если не обращать внимания на духовный компонент в развитии личности, то невостребованными окажутся и духовные ценности, так как для их восприятия необходима активность эмоциональной сферы человека.
Параллельно с развитием у детей и подростков этих качеств необходимо учить их эффективному общению, владению всеми видами речевой деятельности, грамотному использованию техники речи, умению выражать свое внутреннее состояние.
И самый эффективный путь эмоционального раскрепощения ребенка, подростка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, а иногда и сочинительство. Так иногда и просыпается в артисте будущий режиссер, сценарист, гример, декоратор, музыкальный руководитель или художник. Все это могут дать и дают занятия в театральной студии.
Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир человека любого возраста, на развитие его личности.
Целью занятий театральной студии является:
создание условий для саморазвития и развития личности ребенка, подростка; выявление его творческого потенциала средствами театрального воздействия как на самого актера, так и, безусловно, на зрителя.
Данный проект предназначен в первую очередь для обучающихся младшего, среднего и старшего возраста, рассчитан, конечно же не на один год, а на довольно продолжительное время. Он уже существует около 15-ти лет. Театральной студией поставлены спектакли:» «Барбоскины», «Новый год в зоопарке», «Золушка», «Питер Пэн», «Рождественская история», «Поллианна»,»Изумрудная поляна», «Дом моего сердца», «Снежная королева», «Алиса в стране чудес», «Ем вкусное яблоко», «Апрель 45-го».»Вчера.Сегодня. Завтра.», «Женитьба Бальзаминова» и тд. У театральной студии и ее актеров, а это три поколения: начальные классы, среднее звено и старшие классы – много планов и желаний. Но чтобы их осуществить нужна материальная поддержка. До сегодняшнего дня театр-студия существовал за счет инициативы родителей, детей и администрации школы..
В этом году театру исполнилось 15 лет, и в связи с этим коллектив задумался о его обновлении и перестройке . Хотелось бы чем-то новым удивить и поразить зрителя. Все это требует как творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся-актеров и учета их индивидуальных особенностей, так и культурных запросов зрителей. Все это в целом позволит даже из закомплексованного и не слишком эмоционального ребенка создать творческую личность с художественным воображением и грамотной литературной речью.
Вот уже около десяти лет существует театр-студия «Индиго». За эти годы десятки ребят нескольких поколений приобщились при помощи театра-студии к волшебному миру театра, научились радоваться, грустить, спорить, постигать истину жизни, перевоплощаться, переживать и сопереживать, владеть словом, жестом, телом… За эти годы были и определенные результаты в различных конкурсах: «Юные таланты» - 1 места и не один, а несколько призов Гранд- При, участие во Всероссийском фестивале-конкурсе «За кулисами Петербурга»( 2 место), Международный фестиваль-конкурс театральных коллективов «Музыкальный олимп»(1 и 3 место).
За эти годы совместной с детьми и подростками работы открылось несколько истин. Во-первых, что неталантливых детей не существует; во-вторых, тот, кто, приобщается к творчеству, просто не способен вершить зло, и в-третьих, - тот, кто познал таинственный мир кулис, навсегда остается актером, «чаровальщиком», «чаровником», «чародеем», способным заворожить, растормошить и заставить задуматься о своей собственной жизни: что ты есть на этом свете, чего ты уже достиг и чего хочешь достигнуть в будущем.
Исходя из всего выше сказанного, содержание школьного образования на сегодняшний день имеет три направления: физико-математическое,
естественно-научное и социально-гуманитарное. Социально-гуманитарное реализуется на основе усиления воспитательного и развивающего потенциала и способствует становлению личности ребенка. При этом в содержании образования приоритетным остается компетентностный подход как степень способности человека к формированию самого себя. Наша школа – это единая педагогическая система 1-11, отличительной особенностью которой является повышенный уровень содержания образования, сопряженный с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, обеспечивающий индивидуальную образовательную траекторию учащихся и реализующийся через предметное преподавание с первого класса, расширенное изучение предметов гуманитарного и художественно-эстетического цикла с 1-го по 11-й класс (театр, танец, ИЗО и художественный труд, МХК), изучение через систему коротких элективных курсов и многое другое. Такая модель, безусловно, обеспечивает выполнение требований общества к уровню развития школьника и ориентирует школу на творческую деятельность каждого ученика.
В настоящее время приоритетным для большинства россиян остается решение все же экономических, а не эстетических и духовных проблем: современному человеку необходимо знать, например, информатику или экономику, однако все должно быть разумно сбалансировано. Знать и понимать экономические проблемы, уметь их решать сегодня не менее важно. Экономическое сознание россиян неоднозначно, неравномерно и иногда противоречиво.
Согласно Указу президента РФ Путина В.В. 2019 год в России был объявлен Годом театра.. Одна из тем, на которой акцентировалось внимание ,- это молодежное движение, которое приобретает и в нашем регионе все большую актуальность. Губернатор Югры Наталья Комарова при обращении к общественным объединениям и активистам назвала несколько тем, в отношении которых, по ее словам, роль общественных активистов нельзя недооценивать.
Проблема: Отсутствие в школе организационной структуры, которая имела бы возможность:
1. Создавать условия для реализации творческих способностей детей путем организации работы в творческом театральном коллективе.
2. Предоставлять организационную и информационную поддержку всем, кто готов проявить творческую инициативу и включиться в реализацию проекта театра-студии как источника информации и средства творческого самовыражения учащихся, учителей, родителей и жителей города по отношению к своим собственным проблемам и проблемам города и округа.
Создание на базе нашей школы театра-студии «Индиго», в работе которого будут активное участие принимать все желающие ученики школы и города, это является современным средством воспитания эстетической и духовной культуры, формирования ответственного отношения к каждому человеку: маленькому, пожилому или совсем преклонного возраста, а также средством повышения интереса к учёбе, особенно предметам гуманитарного цикла. Театр можно сейчас рассматривать как средство создания в школе
настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д.
Вся программа построена на принципах доступности и широкого охвата учащихся. Для того чтобы научить творить , нужно, прежде всего, заинтересовать, поощрить, научить думать, сопереживать и представлять себе мир вокруг него. Увидеть прекрасное в человеке, почувствовать изменение в его душе и сердце, увидеть изменения в лучшую сторону одного человека при помощи другого человека-артиста. Несомненно, нужно наряду с практической и познавательной деятельностью учащихся развивать их нравственно-волевые качества, такие как сопереживание, участие, забота, ответственность. Детское общественное движение – один из наиболее динамично развивающихся институтов системы образования. Театральное движение позволяет выявлять и поощрять проявления гражданской и творческой активности, социального лидерства. Воспитывая духовность и душевность, ответственность и милосердие обеспечивается решение в том числе каких-то жизненных проблем и общественной безопасности.
Для ребят активных, любознательных и творческих театр-студия – это своеобразный катализатор и генератор идей. Театр – это не только совместная творческая работа, но и совместный отдых, праздники. Это праздники, которые создают сами члены клуба. Ну и наконец, это общение с другими театральными коллективами и творческими общественными движениями.
Проект основывается на межведомственном взаимодействии, учитывает национально-региональный компонент, направлен на профессиональную ориентацию учащихся, а также для воспитания здорового, умного, всесторонне развитого творческого и духовно развитого поколения юных югорчан.
Цели
- Создание условий для саморазвития и развития личности ребенка, подростка; выявление его творческого потенциала средствами театрального воздействия как на самого актера, так и, безусловно, на зрителя.
- Создать на базе образовательного учреждения театр-студию «INDIGO» как средство пропаганды драматического искусства и отношения к нему детей и подростков , условий для эстетического и духовного образования и просвещения учащихся.
Задачи
- Изучение информированности детского и подросткового коллектива в области театрального искусства в нашем крае, путей решения существующих проблем, получение новых знаний в области театрального искусства, художественного слова, формирования умения оценивать произведения искусства.
- Повышение уровня эстетической образованности, знаний о видах искусства, потребности духовного роста человека; 3) развитие литературных и художественных способностей учащихся через проблему гуманных и высоко-духовных отношений.
- Формирование активной гражданской позиции в сфере искусства у детей и подростков посредством сбора информации для театрального движения.
- Формирование личностно-волевых качества учащихся: ответственность, забота о друг друге в творческом коллективе и о мире людей, его окружающем.