Творческая реабилитация и психологическая помощь семьям с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ и особенностями здоровья Дарить Добро

Реализуется
Сроки реализации 01.07.2022 - 30.06.2023
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Второй конкурс 2022)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
3 661 679 руб.
Размер гранта
1 816 639 руб.
Cофинансирование
1 845 040 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Дети-инвалиды
  2. дети с ОВЗ и особенностями здоровья
  3. нормотипичные дети 3-10 лет
  4. Родители детей, участвующих в проекте

Описание проекта

В силу своих недугов и особенностей развития дети-инвалиды,дети с ОВЗ и особенностями здоровья постоянно находятся в процессе лечения и медицинском сопровождении,у них нет или мало контактов со сверстниками, что сильно влияет на качество жизни. Они так же остро нуждаются в общении, смене обстановки, социализации, творчестве и разнообразном досуге, как и все обычные дети, в чем мы убедились реализуя проекты.


В проекте будут участвовать обычные (нормотипичные) и «особенные» дети:не менее 70 детей-инвалидов,50 детей с ОВЗ и особенностями здоровья,50 нормотипичных детей,170 родителей детей, участников проекта. 


Наш проект включает не только работу с детьми, но и работу с семьями, в том числе проведение психологической поддержки для родителей, призван помочь развить творческие способности детей, способствовать их самовыражению, развитию креативного интеллекта с помощью интерактивного реквизита и оборудования, участия в досуговых и творческих мероприятиях. 


Наше Инклюзивное арт-пространство работает с 2019 г. в нем дети будут развивать мелкомоторные и коммуникативные навыки, все мероприятия будут проходить в совместных в группах с нормотипичными детьми.


Продолжительность:от 45 минут до 1.5 часа минут. 
 

Для тех семей с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ и особенностями развития, в том числе дети, которые в силу проблем со здоровьем не могут выйти из дома и посетить культурно-досуговые центры, проживающие на территории г. Югорск, г. Советский и Советского района мы создадим мобильную передвижную группу, со специализированным реквизитом, анимационными программами, куклами, декорациями, костюмами для проведения спектаклей, интерактивных игровых программ, творческих занятий с выездом на дом.Сказка, действительно, в прямом смысле слова, войдет в дома. 

Не менее 70 выездов-то есть мы будет оказывать социокультурную помощь адресно, на дому. 
 

Проведем: 
12 творческих, прикладных занятий,
12 досуговых мероприятий- интерактивных сказок для детей. 
1 Новогодняя Сказка. 
12 встреч групп психологической поддержки родителей (1 раз в месяц) В проекте запланирована психологическая поддержка родителей: раз в месяц психологические поддерживающие фокус-группы (2 часа 1 раз в месяц), что позволит родителям получить поддержку.
1 заключительное мероприятие - выставка работ юных особых мастеров, изготовленных в рамках проекта,которая продемонстрирует семьям творческие способности детей через доступные технологии, в которых ребенок успешен и может развиваться дальше. 

Основная идея проекта-создание условий для получения положительных эмоций, яркого положительного опыта семей с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ и особенностями развития не только в проведении активного совместного отдыха, но и в коммуникации с новым социальным окружением, чего так не хватает данной категории семей. Мы хотим сформировать у людей более открытое и терпимое отношение к детям с особенностями. Для этого организуем мастерские и группы для совместного творчества и досуга.

Обоснование социальной значимости

Наше инклюзивное арт-пространство работает с 2019 г. Наша мисси бережное развитие детей-инвалидов и детей с ОВЗ и особенностями развития.

По данным Росстата, общая численность детей с инвалидностью в России неуклонно увеличивается. в 2018 году - 651 тыс. детей, а к 1 января 2019 года - 695 тыс. детей.на 1 января по данным Риановости на август 2021 г. : всего детей с инвалидностью 721 564 чел.
По данным Управления социальной защиты населения г.Югорска и Советского района в 2021 году показывает, что более 200 семей имеют детей с ОВЗ, из них дети с ментальными нарушениями, в том числе расстройствами аутистического спектра, 50 детей-инвалидов, имеющие высокую степень ограничения мобильности, сложные диагнозы, 20 детей-инвалидов проживают в удаленных городских поселениях. 
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, имеют потребность в снижении эмоционального напряжения, вызванного скрытой депрессией детей-инвалидов, стрессом и депривацией родителей, в формировании навыков позитивного взаимодействия, в гармонизации детско-родительских отношений.
В современном российском обществе дети с физическими и ментальными нарушениями и их семьи являются одной из самых уязвимых групп граждан. Они сталкиваются с рядом проблем, в частности, с недостаточно доброжелательным отношением и стигматизацией лиц с психическими нарушениями и инвалидностью, тяжелыми переживаниями, возникающими в ответ на ментальные особенности, тяжелыми соматическими заболеваниями их детей, необходимостью постоянного участия в жизни ребенка с каждодневным кругом повторяющихся рутин. Помимо своевременного доступа к качественным медицинским, социальным и образовательным услугам для своих детей многим семьям необходим досуг и переключение от медицинских процедур к досуговой и творческой деятельности. 
Основу нашей деятельности составляет работа с детьми с инвалидностью, детьми с ОВЗ. Исходя из нашего опыта работы мы сделали выводы, что дети с ограниченными возможностями оказываются исключёнными из социума, проблема из медицинской перерастает в социальную, так как дети лишены общения и социализации в обществе.Наши успешно реализованные проекты: «Добрая сказка входит в дом»,(Грант ФПГ) «Сказки из бабушкиного сундучка» (субсидия деп. по культуре ХМАО)Семейная гостинна "Мамы, папы, дочки, сыночки" (грант губернатора ХМАО)в которых приняли участие 510 детей-инвалидов.детей с ОВЗ, в том числе с 150 с ментальными нарушениями. 
Предусматриваемые в проекте занятия помогут научиться общаться с нормотипичными детьми, с окружающими их людьми, поспособствуют социальной адаптации, позволят интересно провести время. Формат проведения занятий, когда каждый ребенок сопровождается своим родителем, дает множество плюсов и родителям. Они учатся новому, учатся, как и чем еще могут заинтересовать ребенка, вовлечь его в игру, в совместные домашние дела, видят своих детей совсем в другой обстановке. В свою очередь изменение состояния родителей и семейной атмосферы оказывает значимое влияние и на качество жизни детей. 
Семьи с детьми-инвалидами сталкиваются с проблемой неполного удовлетворения потребности ребенка-инвалида в необходимых для его реабилитации видах занятий, при этом сопоставляя перечни требующихся посещаемых ребенком занятий, видим, что дети-инвалиды не получают необходимые им виды помощи, укрепляющие психологическую и эмоциональную сферу, занятия арт-терапией и занятия, развивающие мелкую моторику.

В реализации проекта мы создадим равные условия доступности досуговых мероприятий для всех детей с ментальными нарушениями проживающих на территории г. Югорск, г. Советский Отзывы родителей говорят о том, что данный направление очень необходим деткам. Родители отмечают, что дети-инвалиды нуждаются в групповых или индивидуальных занятиях по арт-терапии, в песочной терапии, в занятиях, развивающих мелкую моторику (Монтессори, поделки, лепка).
Необходимы мероприятия: - повышающие интеллект;- улучшающие психологическую и эмоциональную сферу;- музыкальная терапию;- развивающие занятия.
Сами родители зачастую находятся в стрессовом состоянии из-за отсутствия необходимых средств и возможностей для реабилитации и лечения ребенка, из-за нехватки времени, чтобы отвезти его на занятия и из-за постоянной депривации собственных потребностей. Их состояние отражается и на взаимоотношениях с ребенком-инвалидом, который кроме того испытывает проблемы в коммуникационной и эмоционально-волевой сферах, а так же проблемы с самооценкой и повышенную тревожность. Депривация потребностей родителей часто сказывается и на здоровых детях в семьях, в которых растет ребенок-инвалид, в связи с этим психологическая поддержка и эмоциональная разгрузка нужна всем членам таких семей, включая здоровых детей, в виде совместных занятий родителей с детьми, направленных на снижение эмоционального напряжения, развитие сотрудничества, коррекцию детско-семейных отношений. Для родителей большой поддержкой эмоционального состояния будет участие в группах психологической поддержки.

Цели

  1. Создать условия для раскрытия творческих способностей, социализации и развития детей-инвалидов, детей с ОВЗ и особенностями здоровья, навыков коммуникации, улучшения внутрисемейных отношений, сформировать мотивацию на выздоровление, через совместное творчество и досуг.

Задачи

  1. Создать инклюзивное арт-пространство для творческой деятельность детей-инвалидов, детей с ОВЗ и особенностями развития
  2. Способствовать интеллектуальному творческому развитию детей-инвалидов, детей с ОВЗ и особенностями развития посредством их участия в творческих и прикладных мероприятиях, основанных на принципах инклюзивного подходах
  3. Способствовать укреплению психологической и эмоциональной сферы детей-инвалидов, детей с ОВЗ и особенностями развития путем участия в досуговой деятельности, основанную на принципах инклюзивного подхода
  4. Способствовать снижению стресса и депривации,улучшению психофизического и эмоционального состояния членов семей, снижения уровня тревожности родителей, воспитывающих детей-инвалидов, детей с ОВЗ и особенностями развития путем участия в группе психологической поддержки
  5. Способствовать укреплению психологической и эмоциональной сферы детей-инвалидов, детей с ОВЗ и особенностями развития путем социокультурной адресной помощи на дому.
  6. Организовать информационное сопровождение проекта
  7. подвести итоги проекта

Команда