Учим родной язык в лесной школе на стойбище

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.08.2023 - 31.12.2023
Источник финансирования Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 183 788 руб.
Размер гранта
577 013 руб.
Cофинансирование
606 775 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Коренные жители Аганского ягельного Бора (оленеводы Айпины
  2. коренные жители с. Варьеган Нижневартовского района)
  3. Воспитанники детских садов (Варьеганский детский сад и «Новоаганский детский сад комбинированного вида «Лесная сказка» от 5 лет )
  4. Обучающиеся школьники ( Варьеганская ОСШ и МБОУ "Новоаганская ОСШ №1)
  5. Студенты и магистранты Нижневартовского государственного университета,
  6. Взрослая категория населения региона от 16 до 76 лет.

Описание проекта

Команда проекта проводит гражданскую инициативу по вынесению изучения родного языка коренных народов нашего края , за рамки обязательных уроков детей в школе в период летних каникул ,непосредственно в контакте с природой, на родовых угодьях ханты в этнокультурном месте «Малый яр» Аганского ягельного бора в 60 км от села Варьеган. В рамках Летней языковой площадки (лесная школа) мы предлагаем организацию учебной и культурно-просветительской деятельности контингента (5-35 лет) в период летних каникул.Хантыйский язык выступает не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации, сохранения национальных, культурных традиций и приобщения к ним последующих поколений.Необходимым условием эффективности обучения родному (хантыйскому) языку становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности в естественной, локальной языковой среде, непосредственно в контакте с природой на родовых угодьях ханты . Отсюда возникает необходимость создания оптимального режима образовательного процесса с использованием авторских методик и технологий, позволяющего «включать» молодое поколение КМНС в непрерывную образовательную деятельность, ориентированную на формирование этнокультурной компетенции. Например, через использование интерактивных упражнений, онлайн-игр, тестов и викторин, артефактов, прецедентных текстов, построенных на использовании регионального языкового материала писателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Проведение повторного проекта по изучению языка ханты необходимо для коренных жителей Аганского ягельного Бора, оленеводов Айпиных; коренных жителей с. Варьеган ,студентов и магистрантрантов Нижневартовского государственного университета.В программу проекта входит использование различных типов заданий и упражнений, которые позволяют улучшить показатели орфографических умений письменной речевой деятельности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера; совершенствовать коммуникативные навыки владения фонетическими нормами устной речи. В упражнениях представлен разбор основных текстовых единиц, позволяющий систематизировать наиболее существенные свойства хантыйского языка, рассматривать дискуссионные решения на конкретном речевом материале и сопроводить образцы разбора комментариями с привлечением артефактов. В частности, материализованные предметы культуры раскрывают смысл и значение культуры этноса ханты, например, набор орудий труда, постройки и их детали, национальный костюм, фольклор, музыкальное произведение, прикладное декоративное искусство . Проект позволит: 1.Издать учебно-методического пособия которые призваны сформировать представления о фонетике современного хантыйского языка сургутского диалекта, более углубленно донести родной язык ханты для детей КМНС,сделать его связью с природой 
и культурой своей Родины.2.Организовать проведение круглого стола (семинара, онлайн-интенсива) «Язык и культура ханты" на базе НГУ с освещением в СМИ и соцсетях.

Обоснование социальной значимости

Сургутский диалект хантыйского языка считается исчезающим языком, по оценкам различных источников, количество носителей данного наречия к 2025-2030 гг. может сократиться более чем в три раза. Вымирание диалекта хантыйского языка следует рассматривать как катастрофу в атласе языков Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Наблюдается потеря языковой связи между поколениями ханты. В сохранении языка основную роль играет не абсолютное число носителей языка, а то, насколько активно осуществляется его передача последующим поколениям. Именно поэтому сохранение языков коренных народов является стратегической задачей образования в Российской Федерации и в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра в частности.
Однако следует отметить, что учебный предметы «Родной (хантыйский) язык» и «Родная литература» не входят в обязательную учебную нагрузку школ ХМАО-Югры. Школы округа вынуждены изучать хантыйский язык только во внеурочной деятельности. Количество часов, отведённое на преподавание родного (хантыйского) языка очень мало – 2 часа в неделю .Считаем, что реализация этнокультурной составляющей в содержании предмета «Родной (хантыйский) язык» возможна через презентацию вербальных и невербальных артефактов. Отсюда возникает необходимость организации и проведения летней языковой площадки по изучению сургутского диалекта хантыйского языка с этнокультурной составляющей для обучающихся детских садов, школ, ссузов и вузов округа из числа КМНС. Кроме того, данный проект направлен на активное позиционирование и продвижение сургутского диалекта хантыйского языка и культуры, освещению проблем КМНС в молодёжной среде округа. В этом случае кумулятивная функция языка помогает приобщить обучающихся к культуре своего этноса. Именно поэтому от качества обучения родному языку в естественной языковой среде зависит качество общего образования современного поколения коренных малочисленных народов Севера. Вышесказанное позволяет заключить, что стратегические направления образовательной политики в ХМАО-Югре должны быть направлены на развитие и сохранение родных языков, защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства.Команда проекта, созданная из числа КМНС и волонтёров, является примером реализации авторской методики по изучению родного языка в естественных, локальных условиях, позволяющей «включать» молодое поколение КМНС в непрерывную образовательную деятельность,на формирование этнокультурной компетенции.

Цели

  1. Организация учебной и культурно-просветительской деятельности и отдыха учащихся в летний период, направленного на изучение и сохранение хантыйского языка в условиях этнокультурного места , и повышение интереса к его изучению среди детей и взрослых Югры передачей опыта.

Задачи

  1. Организация и проведение Летней языковой площадки в лесной школе на территории родовых угодьях ханты селища Айпиных, Аганского ягельного бора в Нижневартовском районе, с обучением детей азам хантыйского языка в связи с природой и создания оптимального режима образовательного процесса с использованием авторских методик и технологий,.
  2. Обучение детей навыкам владения традиционными промыслами коренных малочисленных народов Севера с приобщением к духовной жизни народа ханты без отрыва от учебы.
  3. Приобщение участников-волонтеров студентов языковой площадки к решению природоохранных задач молодежи Югры, способствования формирования сообщества эко активистов и их активной деятельности в области выявления и решения проблемных вопросов памятника природы Аганского ягельного бора с привлечением инноваций
  4. Расширение опыта и популяризация результатов проекта «Учим родной язык в лесной школе на стойбище"

`