Уроки добра и творчества
Описание проекта
Данная программа необходима для преодоления трудностей во взаимоотношениях детей-инвалидов с окружающими людьми. Она основана на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности, личном участии в мероприятиях, благодаря чему ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает возможность для самореализации и повышения самооценки.
Воспитывая детей, мы обращаем взор ко всему доброму, вечному, благому. Всему, чему обычный ребенок учится в семье, детей ОВЗ приходится долго и упорно обучать. Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации мероприятий с их участием. Активная досуговая реабилитация в обществе здоровых людей позволяет детям с ограниченными возможностями реализовать себя и свою потребность в общении, дает возможность увидеть окружающий мир, встретиться с людьми, переживающими сходную ситуацию, и понять, что им доступно если не все, то почти все. Такие дети начинают лучше управлять своими эмоциями, становятся более успешными в коммуникативной деятельности, а родители отмечают стабилизацию самооценки детей и адекватную реакцию на различные ситуации общения. Большое значение для детей с ограниченными возможностями имеют мероприятия, цель которых помочь детям с ОВЗ обрести новых друзей. Не надо разделять детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и обычных детей. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т. е. досуг, выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную.
Эти функции в равной степени относятся и к здоровым детям, и к детям с ограниченными возможностями. Так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества, он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество обязано создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав. Ребенок с особыми нуждами имеет такие же задатки и способности, как и его нормально развивающиеся сверстники. Задача общества, помочь ему обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для семьи и общества.
Участие в организации и проведении мероприятий создаёт уникальные условия значительного позитивного воздействия на физический статус и психоэмоциональную сферу инвалида. При этом возможно как пассивное, так и активное участие в мероприятиях. Главный принцип – это принцип включения. В основе разработки программы лежат принципы гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, уважения и толерантного отношения к инвалидам.Реализация программы связана с необходимостью развития личностной готовности волонтера к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Направлена на психологическое просвещение волонтеров в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекцию эмоционального отношения волонтеров к детям; помощь ребенку с ОВЗ обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для семьи и общества; выбор формы, вида и качества проведения мероприятий для детей с ОВЗ.
Программа «Уроки добра и творчества» представляет собой цикл мероприятий, направленных на работу с молодым супружеским парами г. Нефтеюганска в возрасте до 35 лет и семьями с детьми с ОВЗ, подготовку семейных волонтеров из числа участников КМС. Взаимодействие осуществляется между семьями со здоровыми детьми, входящими в состав КМС -30 семей (около 100 чел.) и семьями с детьми с ОВЗ, посещающими АНО ЦКСО «Анастасия» -15 семей (35-50 чел.), а также с детьми и подростками БУ ХМАО – Югры "Нефтеюганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (75 чел.). Общее количество участников проекта составит 200-250 человек.
В рамках проекта запланированы обучающие семинары для молодых семей-волонтеров по организации и проведению мероприятий с учетом особенностей технологии организации мероприятий для детей с ограниченными возможностями с учетом психолого-педагогической характеристики детского возраста. Семинары способствующие развитию личностной готовности волонтера к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение волонтеров в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения волонтеров к особенным детям. Проект предусматривает проведение мастер-классов по принципу "равный-равному", т.е. Здоровые дети, пройдя обучающий мастер-класс со своими родителями, будут проводить аналогичные м/к для особенных детей или помогать своим родителям-волонтерам проводить их. И, конечно же, запланированы совместные игровые и праздничные программы для здоровых и особенных детей.
Ожидаемые результаты
- Развитие личностной готовности волонтера к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение волонтеров в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения волонтеров к детям;
- участие детей-инвалидов в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
- уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов;
- наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
- возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
- формирование навыков общения с детьми – инвалидами;
- развитие толерантного сознания по отношению к детям-инвалидам.
Цели
- Подготовка семейных волонтеров из числа участников КМС.
- Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать досуг и развитие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Задачи
- •Помощь участников КМС родителям особенных детей в сохранении старых социальных связей и возможность устанавливать и поддерживать новые продуктивные социальные связи, способствующие интеграции семьи в социум.
- • вовлечь детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям,
- •Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
- •развивать направление семейного волонтерства в г. Нефтеюганске через формирование навыков общения здоровых детей с детьми – инвалидами