В гостях у сказки. Инклюзивное творчество

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.03.2022 - 30.09.2022
Источник финансирования Грант губернатора СО НКО (Второй конкурс 2021)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
799 730 руб.
Размер гранта
569 250 руб.
Cофинансирование
230 480 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Дети в возрасте от 4 до 14 лет
  2. Дети в возрасте от 4 до 14 лет с особенностями в развитии
  3. Специалисты и волонтеры, работающие с детьми с особенностями в развитии

Описание проекта

Основная идея проекта заключается в развитии творческих компетенций у детей дошкольного и школьного возраста с 4 до 14 лет с особенностями в развитии, через изучение русской сказки в условиях инклюзивной среды, которая будет включать нормотипично развивающихся сверстников и их семьи.
Проект включает в себя создание пространства для занятий детей творчеством, проведения серии мероприятий включающих индивидуальные занятия, мастер-классы и распространение информации об инклюзивных практиках.
К реализации проекта будут привлечены волонтеры центра, которые смогут не только оказать помощь в качестве тьюторов, но и приобрести навыки общения с детьми имеющим особенности в развитии, а также опыт проведения подобных мероприятий.
Реализация проекта будет включать как занятия с использованием традиционных методов творчества, так и использование графических планшетов для создания цифровой иллюстрации. Выбор методов будет исходить из возможностей ученика.
Почему русская сказка? В русской сказке просто и убедительно говорится о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает. Сказка показывает труд как основу жизни, трудолюбивый герой награждается, ленивый наказывается. В сказке прославляется разум, находчивость, отвага. Сказка создает благоприятные условия для возникновения у детей сопереживания герою. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Путем воспроизведения сюжета, взаимоотношения его героев в развернутой внешней форме у детей можно вызвать соответствующие эмоции, воспитать нравственные качества.
В АНО «Центр развития речи и поведения «АВА+»» сформирована команда поведенческих терапевтов и специалистов творческих направлений. Мы вместе создаем комфортную среду (используя наиболее эффективные методики коррекции, обеспечивая тьюторское сопровождение), в которой ребята могут формировать и развивать свои творческие навыки. Проект «В гостях у сказки» будет реализован опираясь на наш социо-культурный инклюзивный опыт, который включает комплексные наработки на базе изобразительного искусства. Формат регулярных занятий позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал участников нашего проекта, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию художественных навыков, помогает реализовать потребность в общении и самосовершенствовании.
Результатами проекта должны стать:
- формирование творческих навыков у детей с ОВЗ и их нормотипичных сверстников;
- формирование позитивного общественного мнения об инклюзивном искусстве;
- поиск оптимальных методов и форм социокультурной реабилитации инвалидов различных категорий посредством включения их в творческую деятельность.
Результаты проекта в виде электронного сборника будут опубликованы на сайте организации и в социальных сетях.

Обоснование социальной значимости

Для детей с нарушением развития характерны особенности социального взаимодействия и общения, а также стереотипные и повторяющиеся формы поведения. Такие особенности встречаются как у детей, так и взрослых, и в последние десятилетия наблюдается значительный рост их распространенности. Люди с особенностями в развитии проявляют гениальность и исключительные навыки в определенных областях. Эти навыки часто включают потрясающую способность рисования и визуальную память. Но зачастую семьи воспитывающие детей группы риска сталкиваются с отсутствием условий для развития творческих навков у своих детей, что в свою очередь ведет к формированию узкого видения и не возможности выйти из рамок установленного шаблона, а также к ограничению в общении. В то же время, нейротипичные люди как правило, не имеют доступа к результатам творчества людей с особенностями в развитии, т.к. в виду изолированности зрителями выступают только ближайшее социальное окружение ребенка. Между тем, дети с инвалидностью могут и должны формировать и наращивать свои творческие умения, начиная с дошкольного возраста, работая с опытными художниками и другими специалистами сфере искусства.
Развитие самых разнообразных творческих практик, в которых задействованы люди с особенностями – закономерный процесс развития инклюзии, который бурно идет в последнее время во всем мире. Уникальной чертой нашего Центра явлется команда, которая состоит из специалистов в области прикладного анализа поведения и специалистов в области "Культуры и искусства". Мы используем индивидуальных подход с учетом особенностей развития каждого ребенка.
Помогаем развить творческие способности детей с РАС и другими ментальными нарушениями. Создаем возможности к открытому взаимодействию с широкой аудиторией, включая нейротипично развивающихся сверстников. Нельзя не отметить терапевтичность регулярных занятий для детей: постепенная адаптация, новый опыт социального взаимодействия, расширение коммуникативных навыков и возможность творческой самореализации- все это повышает уровень автономности маленького человека с особенностями в развитии, тем самым улучшает качество жизни как ребенка, так и его ближайшего окружения.
Для команды Центра развития речи и поведения «АВА+» и педагогов в области творчества реализация подобного проекта – это значительное повышение планки профессионализма и возможность продвинуть идеи инклюзии в сообщество профессионалов искусства.

Цели

  1. Создание условий для развития культурного и творческого потенциала у детей имеющих особенности в развитии

Задачи

  1. Создание инклюзивного пространства для занятий детей творчеством
  2. Развитии творческих компетенций у детей дошкольного и школьного возраста с 4 до 14 лет с особенности в развитии
  3. Распространение оптимальных методов и форм социокультурной реабилитации инвалидов различных категорий посредством включения их в творческую деятельность