В роток – говорок, а в голову – разумок

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.09.2018 - 31.05.2019
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2018)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 440 875 руб.
Размер гранта
846 121 руб.
Cофинансирование
594 754 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Дети и подростки
  2. Многодетные семьи
  3. Молодые семьи
  4. Семьи различных категорий

Описание проекта

Проект призван помочь решению проблемы увеличения количества детей с нарушениями речевого развития с помощью создания системы комплексной работы с семьями, организации взаимодействия различных специалистов (логопеда, педагогов, психолога) и родителей в создании эффективных условий для правильного развития речи детей. Очень важно, чтобы родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в его развитии. Ведь результат работы логопеда во многом зависит от сотрудничества с семьей, от того, будут ли систематически закрепляться навыки, освоенные в процессе занятий со специалистом. Поэтому большое внимание будет уделено просвещению родителей, в том числе и будущих, в вопросах профилактики речевых нарушений, основных принципах развития речи в различные возрастные периоды, а также обучению способам взаимодействия с ребенком, методикам развивающих занятий, основанных на этнографическом материале. В настоящее время пассивная позиция родителей в решении речевых проблем ребенка является достаточно актуальной проблемой. Опора на опыт этнопедагики, использование различных форм устного народного творчества позволит любому родителю без особых трудностей и длительного обучения овладеть действенным инструментом, позволяющим предотвратить или исправить нарушения речевого развития. Русские народные пестушки, потешки, колыбельные, традиционные праздники, обряды, игры доступны для освоения каждому, учитывают возрастные особенности психического развития ребенка. Кроме того, в народной педагогике используется комплексный подход к развитию ребенка, ведь речь не развивается сама по себе, она неразрывно связана с мышлением. Цитируя устное народное творчество, можно сказать, что правильное взаимодействие с ребенком с первых дней жизни закладывает «в роток – говорок, а в голову – разумок». В народной традиции именно стройная система ценностей, обычаев, приемов и привычных манипуляций с ребенком позволяла воздействовать на все сферы его развития через множество компонентов: это и тактильные ощущения, и физическая активность, ориентация в пространстве и собственном теле, чувство ритма, координация движений, эмоциональная насыщенность, интонация и тембр речи и многое другое. Весь этот комплекс выражен в простых, доступных и привлекательных для детей и взрослых формах, которым и будут обучаться родители во время групповых занятий, мастер-классов и праздничных мероприятий проекта.
Комплексная программа, разработанная индивидуально для каждой семьи, будет включать в себя коррекционно-развивающие занятия со специалистами, консультации родителей, групповые занятия продуктивной творческой деятельностью, мастер-классы с применением элементов народной педагогики, участие в народных праздниках. Профилактическая работа будет проходить в форме бесед с родителями, просветительские материалы будут размещаться на сайте организации и в СМИ.

Цели

  1. Создание системы комплексной работы с семьями, направленной на профилактику и решение проблем речевого развития через освоение народной педагогики.
  2. Повышение компетентности родителей в вопросах развития речи детей и профилактики речевых нарушений.

Задачи

  1. Информационное обеспечение проекта через размещение материалов на сайте организации, освещение проекта на телевидении Нижневартовского района и в районной газете «Новости Приобья»
  2. Формирование групп и списка семей, нуждающихся в индивидуальных занятиях со специалистами.
  3. Разработка и реализация индивидуальных комплексных программ для семей с детьми, имеющими нарушения или недоразвитие речи.
  4. Проведение регулярных групповых занятий, мастер-классов, праздников и использованием традиций народной педагогики.
  5. Проведение лекций и семинаров для родителей.
  6. Издание и распространение информационных буклетов.
  7. Размещение на сайте просветительских материалов для родителей о развитии речи ребенка.
  8. Популяризация использования принципов народной педагогики, устного народного творчества в развитии и воспитании детей через проведение групповых занятий, мастер-классов, народных праздников, освещение вышеперечисленных мероприятий в СМИ.

`