Виртуальный тур. Продолжая путь моего деда

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.02.2024 - 31.07.2025
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2024)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
4 341 045 руб.
Размер гранта
2 995 045 руб.
Cофинансирование
1 346 000 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Подростки от 12 до 18 лет, проживающие на территории ХМАО-Югры
  2. Специалисты в сфере культуры, образования и туризма

Описание проекта

За три года занятий с детьми мы собирали вокруг себя увлеченных, идейных специалистов в своём деле и с каждым годом идеи нашей команды становятся все более инновационными и амбициозными. Мы находим более интересные формы, приближаемся к интересам современных детей - решили заинтересовать не только детей младшего возраста, а сделать еще акцент на старших. Для этого выбрали самую современную на сегодняшний день форму – виртуальную реальность! Она захватывает и впечатляет, потому что создается эффект присутствия в среде - перенос во времени и пространстве. Не каждый сельский, а тем более городской житель сможет оказаться в реальной жизни так близко к природе, к традиционной жизни местных северных народов, окунуться в культуру, быт и проникнуться единением с природой. Благодаря нашему проекту это станет возможным!
Сегодня нередки ситуации, когда хранителем всего нематериального наследия в роду является один человек. Это может быть дедушка, сохранивший знания ханты о сложенном поколениями непростом и замысловатом, суровом и поэтичном быте, о связи времен года и их особенном труде, охоте, рыбалке, оленеводстве, правилах поведения человека в природе, сохранивший в себе тексты и умение петь священные песни, знание ритуалов, порядка гармоничной жизни человека в лесу.
Это может быть бабушка, готовая передать внучке мелодию за мелодией песни предков, узор за узором невероятный по своей космологии и философии мир рукоделия женщины ханты, умение обшивать, ухаживать, ценить, уважать и любить дом, очаг.
С помощью современного оборудования, работы с изображением и звуком, работы с актерами и носителями культуры, воссоздав подлинность в одежде и быте, мы проведем зрителя в VR-шлемах (очках) по нашей истории, которая станет результатом кропотливой работы над сценарием. Мы проследим за легкой, но драматичной историей на стойбище, и в то же время сможем погрузиться в аутентичный, неповторимый мир народа ханты.
Во время VR-экскурсии мы пройдем по временам года и увидим, как в связи с их сменой меняется быт, труд и сам человек. Мы постараемся воссоздать и погрузить зрителя в атмосферу общения старшего и младшего поколений, атмосферу любви к природе и человеку, уважения к преданиям и заботы о будущем этой земли.
Наш виртуальный тур найдет применение в образовательной и культурной жизни округа.
Специалисты нашей команды в течении 6 месяцев проведут систематические занятия с детьми и взрослыми на территории с.Казым, а также выездные встречи по населенным пунктам округа.
Данная работа уникальна, потому что виртуальная реальность представляет собой мощный инструмент для изучения и понимания культуры народа ханты, его традиций, быта и любви к природе. Она позволяет непосредственно пережить и ощутить эти аспекты и внести свой вклад в сохранение и продвижение понимания и уважения к этой уникальной культуре: воссоздание пейзажей, традиционных сооружений, праздники, ритуалы, ремесла, музыка и танцы, местная флора и фауна.

Обоснование социальной значимости

В нашем проекте мы хотим коснуться важнейшего звена в цепочке передачи аутентичных знаний от поколения к поколению. В хантыйской культуре эта связь всегда носила особый смысл, и в большой семье знания естественным образом передавались от деда к внуку, от бабушки к внучке. В условиях же современной жизни такая связь прерывается очень часто, а если учесть, что речь идет о малом народе, чья культура исчезает, - разрыв этот особенно ощутим, а последствия его крайне печальны и даже трагичны.
В современном мире к старости двоякое противоречивое отношение. С одной стороны пожилой человек воспринимается как немощный, больной, несамостоятельный, но с другой стороны это огромный источник мудрости, которую он накопил за всю прожитую жизнь. Действительно, в обществе пожилые люди теряют свой статус, становятся обузой, а сами ощущают себя лишними и ненужными. Мы хотим сделать акцент именно на второй стороне - раскрыть и показать всю мудрость, которую хранит человек и показать передачу этих основ жизни своему потомку. Мы покажем связь дедушки и внука (бабушки и внучки), хотим запечатлеть этот опыт, эту мудрость в крупных вещах и мелочах.
В Югре с 2013 года создан Реестр объектов нематериального культурного наследия народов ХМАО-Югры по направлениям: устное народное творчество, исполнительские искусства, празднично-обрядовая культура, техники и технологии. Все эти темы мы раскроем в своем проекте. Девять мастеров фольклора с казымской территории состоят в этом реестре: Ерныхов Андрей Александрович (единственный исполнитель обряда «Медвежьи игрища» на Казымской территории) и Салахова Евгения Даниловна. Они станут основными информантами и возможно актерами нашей работы.
Сегодня нет возможности выехать на стойбище даже из села, из города тем более. Даже среди сельских детей единицы ощутили на себе традиционную жизнь, а городские дети такое и представить не могут. Никакие рассказы, фотографии и видео не позволят полноценно представить себя на стойбище, а виртуальная реальность позволит почувствовать присутствие и ощутить тонкую духовную нить местного народа, участвовать в жизни, гармоничной с природой.
Проблема сохранения и продвижения культуры, традиций и образа жизни народа Ханты остается актуальной и важной. Вот несколько причин, почему эта проблема продолжает быть актуальной:
1. Сохранение культурного наследия: Жизнь, традиции и культура народа Ханты в течение многих лет были в значительной степени связаны с их окружающей природной средой. С изменением климата, развитием индустрии и урбанизацией северных регионов, многие аспекты этой культуры и образа жизни находятся под угрозой исчезновения. Виртуальная реальность может быть использована для сохранения и документирования этого культурного наследия и передачи его будущим поколениям.
2. Популяризация и образование: Многие люди могут не знать о народе Ханты, их традициях и образе жизни. Виртуальная реальность может быть использована для популяризации этой культуры и привлечения внимания широкой аудитории. Путем создания интерактивных и погружающих виртуальных экспериенсов можно рассказать о ценностях, обычаях, языке и искусстве этого народа. Это поможет увеличить осведомленность и уважение к их культуре и способствовать сохранению и продвижению ее дальнейшего развития.
3. Экологическое просвещение: Народ Ханты традиционно живет в гармонии с природой и имеет особую любовь и уважение к своему окружению. В современном мире, где проблемы связанные с природными ресурсами и экологией становятся все более актуальными, знание и уважение к таким культурам, как у народа Ханты, может послужить важным вкладом в сохранение природы. Виртуальная реальность может помочь подчеркнуть эту связь между культурой и экосистемой в северных регионах.
Через использование виртуальной реальности, мы можем обеспечить сохранение и продвижение культурного наследия народа Ханты, а также улучшить понимание и уважение к их традициям, образу жизни и любви к природе. Это поможет сохранить многовековую культуру и помочь народу Ханты сохранить свою самобытность и идентичность в современном мире.

Цели

  1. Ознакомление детей 12-18 лет с культурой северных народов для воспитания толерантности, межнационального согласия на языке, понятном современным детям - через погружение в виртуальную реальность

Задачи

  1. Создать ролики виртуальной реальности
  2. Провести занятия с детьми и взрослыми
  3. Осуществить трансляцию опыта

`